Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.

Автор
Опубликовано: 1506 дней назад (23 июня 2016)
+1
Голосов: 1
Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.


Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.


Икона Божией Матери "Знамение". Россия, XVI век.


Иконографический тип этой иконы Божией Матери - «Оранта» («Знамение»).

Слово «оранта» по-латыни означает «молящаяся».

Подобное изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. На данных иконах Богоматерь изображается в рост с разведенными в стороны, воздетыми в молитве руками. Богоматерь изображена молящейся за весь человеческий род.

Жест рук Богоматери очень древний по происхождению, восходит к молитвам ветхозаветных праведников. В Библии рассказывается, что во время битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднял руки в молитве за свой народ, и пока он удерживал руки в воздетом положении, побеждали израильтяне, а когда руки Моисея невольно опускались, одолевали враги.

Со времени осуждения ереси Нестория в византийской иконографии все более широкое распространение получают иконы «Богоматери Оранты», на которых на груди Богородицы в складках мафория или на медальоне помещен образ Младенца Спаса Эммануила. Иконы эти получили название «Богоматерь Великая Панагия».

«Богоматерь Великая Панагия» – наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: один из Ветхого Завета – пророчество Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7.14), другой из Нового Завета – слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк., I., 35). В этих словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Богородица может быть представлена в рост, как на иконе «Ярославская Оранта, Великая Панагия», или по пояс , как в новгородской иконе «Знамение». И в том и в другом случае иконы передают одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти , Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся человеку как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

«Чрево Твое пространнее небес» – так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. I, 38).

В образе «Знамения» нам открывается нераздельность Церкви и Христа. «Христос, – пишет С.И. Фудель, – изображен на нем в материнском чреве, в лоне Богоматери; Бог изображен не только во плоти, но и окруженным человеческой плотью Пречистой Девы. На литургии это знамение совершается с каждым истинным причастником Тайн. «Бог Слово Отчее входит и в нас, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов, – как и во утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас, как семя. Слыша о сем страшном Таинстве, ужасайся... Так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева Богородица Мария, но духовно...

Вселяясь же в нас, Он... есть бестелесно в нас, и соединяется с существом нашим неизреченно, и нас обоготворяет, так как мы соделываемся со-телесниками Ему, бывая плоть от плоти Его и кость от костей Его. И сие-то есть великий плод неизреченного домостроительства и снисхождения к нам Господа нашего!»
594 просмотра
Комментарии (0)