Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Первомученик Архидиакон Стефан. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Стефан, Апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.
После Сошествия Святого Духа на Апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Двенадцать Апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками Апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и Богослужениях.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русская икона.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.
Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска церкви Святых Апостолов в Пече, Косово, Сербия. Около 1300 года.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Фреска монастыря Сливница, Македония. XVII век.



Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малой Азии), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, Святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блуд для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, Святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой Святому Николаю, который и исполнял послушание старательно и с любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве Бог воскресил одного матроса, упавшего с мачты и разбившегося насмерть.
Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон.
Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон.


Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон. Фреска монастыря Каленич, Сербия. Около 1413 года.



Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон.


Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон. Фрагмент иконы XIV века в монастыре Хиландар на Святой Горе Афон.



Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон.


Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон. Икона. Византия, XII век. Великая Лавра Святого Афанасия на Афоне. Лик.



Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит “по всему лев”), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным. Мать, святая Еввула, воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284-305 гг.), который захотел оставить его придворным врачом.
В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры (священники) Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима. Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды священник позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.
Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной (змеёй), которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.
После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещенный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце Богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. “Свет глазам твоим возвратит Отец света, Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!” Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.
После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон - христианин и лечит христианских узников.
Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: “Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров”, — произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. “Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!” — молился святой и услышал голос: “Не бойся, Я с тобой”. Господь явился ему “во образе пресвитера Ермолая” и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неоднократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали священники Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены.
Святой Равноапостольный Климент, Епископ Охридский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты (Св. Климента) в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святой Равноапостольный Климент, Епископ Охридский. Фреска церкви Богородицы Перивлепты (Св. Климента) в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Равноапостольный Климент Охридский (+ 916), по происхождению славянин, был учеником святых Кирилла и Мефодия. После изгнания из Моравии славянские исповедники святые Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию (которой тогда принадлежала и Македония), где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Православной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только принадлежавших к клиру известно 3500 человек.
Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона. Охрид, XIV век. Лик.
Святой Равноапостольный Наум Охридский. Икона. Охрид, XIV век. Лик.


Равноапостольный Наум Охридский, исповедник был по происхождению славянином. Был учеником святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, помогая святым братьям в деле просвещения славянского народа и утверждении Православия в Моравии.
Святой был оклеветан и брошен в темницу и после жестоких истязаний изгнан из Моравии. Придя в Болгарию, в состав которой в то время входил Охрид, Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром жил при дворе царя Бориса I, утверждая в Православии знатных людей. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На берегу Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь, который на века стал прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык. Вместе со святителем Климентом они были прозваны «новыми Моисеем и Аароном». Преставился равноапостольный Наум 23 декабря (5 января) 910 года и был погребён в основанной им обители. Святые мощи равноапостольного Наума, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями; прикасаясь к гробнице святого, больные получали исцеления.
Лик Спасителя.
Лик Спасителя.
Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Икона. Византия, 1370 - 1380-е годы. Фрагмент.
Святой Пророк Иезекииль.
Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль. Современная фреска.



Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль. Фреска церкви Богородицы Елеусы в Велюсе, Македония. Начало XII века.



Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль.


Святой Пророк Иезекииль.


Видение Пророка Иезекииля. Миниатюра "Слов Григория Назианзина" (Григория Богослова). Византия, IX век. Фрагмент.