Святой Пророк Аарон. Фреска церкви Святого Димитрия в Пече, Косово, Сербия. 1322 - 1324 годы.
Автор
|
Опубликовано: 3052 дня назад (16 июля 2016)
Блог: Православная иконопись.
|
+1 Голосов: 1 |
ААРОН: ПЕРВОСВЯЩЕННИК И ПРОРОК
(Дни празднования: Первосвященник Аарон воспоминается святой Русской Православной Церковью несколько раз в году, но ни разу персонифицировано, то есть у него нет своего конкретного дня памяти, а все памятные дни соборов, в которых можно найти его имя, являются преходящими, непостоянными по дате:
Неделя святых праотец (воскресенье пред Неделей святых отец);
Неделя святых отец (воскресенье пред Рождеством Христовым);
Собор Синайских преподобных (среда Светлой седмицы).
Предположительно, святой отошёл ко Господу в 1455 году до Рождества Христова).
Аарон, - первый первосвященник Ветхого Завета. Сын Амрама и Иохаведы, из колена Левиина, - родился в Египте, в царствование фараона, начавшего гонение на евреев (Исход 1, 8-11, 22), и был тремя годами старше своего брата Моисея (Исход 7,7).
Он был деятельным сотрудником и даже «пророком», т. е. передатчиком речей Моисея (Исход 4, 16; 7,7) во время ходатайства великих братьев об освобождении их народа от египетского ига. Вместе с ним он принимал деятельное участие во всех приготовлениях к исходу израильтян, а также и в событиях последующего странствования по пустыне.
По Божественному повелению, он и его сыновья были отделены на особое священнослужение, и посвящены были на это служение Моисеем (Лев. 8), а избрание Аарона в сан первосвященника впоследствии было чудесно подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен во Святое Святых, расцвёл только один его жезл. Аарон занимал должность первосвященника около сорока лет, и затем она перешла к его третьему сыну Елеазару, поскольку его старшие сыновья Надав и Авиуд были наказаны смертью за самовольство в деле Богослужения (Левит 10, 1,2).
Это был достойнейший человек, хотя и страдавший слабостью характера. Он постоянно подчинялся настроению окружавших его лиц и не всегда действовал самостоятельно. Так, во время отсутствия Моисея, Аарон уступил требованию народа при Синае и сделал для него золотого тельца (Исход 22,4). Затем он примкнул к своей сестре Мариами, когда она начала роптать на Моисея, а впоследствии роптал вместе с самим Моисеем, когда тот, не исполнив повеления Божия в Мериве, в раздражении два раза ударил по скале (Числа 20,10-12); за этот тяжкий грех он вместе с Моисеем был лишён счастья войти в землю обетованную.
Святой Аарон умер на горе Ор, будучи 123-х лет от роду, на виду всего народа, который горько оплакивал его кончину. Ныне гробница на вершине этой горы у местных арабов признаётся именно за гробницу Аарона, хотя по многим признакам она имеет более позднее происхождение (со времени крестоносцев).
Аарон как прообраз Иисуса Христа.
Будучи родоначальником и первым представителем такого спасительного учреждения, как священство, Аарон поэтому является прообразом Божественного Начальника нашего спасения — Иисуса Христа в Его первосвященническом служении. Это соотношение между Аароном и Христом, как представителями двух заветов, напрашивается само собой. Но о нём прямо учит и Апостол Павел, а за ним и отцы и учители Церкви. Апостол Павел, проводя между ними сравнение, указывает близкое соотношение между первосвященством Аарона и первосвященством Иисуса Христа — прежде всего в самом призвании. Никто не имеет права самолично принимать на себя чести священства; чтобы носить это достоинство, нужно иметь особое призвание от Бога, каковое и имел Аарон. Потому и Христос не Сам присвоил Себе достоинство первосвященника: Бог прославил Его, и сделал вечным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5, 4-6). Но хотя оба первосвященника получили призвание к своему священству свыше, однако, по существу, священство Аароново было ниже первосвященства Иисуса Христа: Аарон только подготовлял и прообразовательно совершал то спасение и оправдание, которое окончательно совершил Божественный Первосвященник Нового Завета (Послание к евреям 7, 11-12). Об этом же пишет и святитель Иоанн Златоуста, рассматривая Послание к евреям в 13-й беседе.
Мысль Апостола Павла развивают и другие отцы Церкви. Так, святитель Кирилл Александрийский, напоминая о Божественном призвании Аарона и ссылаясь на Апостола Павла, замечает, что Аарон был прообразом Иисуса Христа и Его первосвященства, которое есть первосвященство в духе и истине. Когда Бог повелел Моисею взять себе в помощники Аарона, то этим самым Он показал прообраз слабости и несовершенства Ветхого завета, если брать его отдельно от Иисуса Христа. Пусть же иудеи, ещё любящие тень и букву Моисеевых постановлений, познают, что их богослужение и их религия будут тщетны и бесполезны, если они не присоединятся к Первосвященнику Иисусу Христу.
Аарон, как человек красноречивый, данный Богом Моисею в помощь ему в деле освобождения Израиля, является прообразом Иисуса Христа, как всемогущего Совершителя нашего духовного избавления. Израиль не мог бы быть освобождён, если бы Христос, прообразованный Аароном, не пришёл на помощь Моисею, как косноязычному и несильному в слове. Закон сам по себе слишком слаб, чтобы спасать и освящать людей; посему явился Христос, Который чрез священство совершает спасение и освящение мира.
Наконец, Бог дал Аарону различные первосвященнические отличия, составляющие прообраз славы Спасителя. Александрийский епископ затем подробно излагает таинственное значение первосвященнических одеяний Аарона.
Также рассуждает и святитель Кирилл Иерусалимский. Иисус Христос, говорит он, носит два имени: Он называется Иисусом, потому что Он есть Спаситель, и Христом, потому что Он совершал первосвященническое служение. По этому же самому, чтобы предобразить две власти, — царскую и священническую, соединённые в Лице Иисуса Христа, Моисей дал сыну Навинову, своему преемнику, имя Иисуса, а своему брату, Аарону, имя Христа (помазаннаго). Христос, в действительности, есть как бы Аарон в своём первосвященническом достоинстве.
Далее святой Кирилл сравнивает девственное материнство Пресвятой Девы Марии с расцветшим жезлом Аарона, рассуждая так: «Тот, кто, в силу прообразовательного первосвященства, заставил иссохшую и обрезанную ветвь приносить цветы и плоды, не мог ли в силу истинного первосвященства дать возможность родить Деве»? В этом прообразовательном смысле особо рассматривалось чудо расцветшего жезла, которое у отцов Церкви и последующих богословских писателей, равно как и в церковных песнопениях, рассматривается именно как прообраз безсеменного рождения Иисуса Христа от Девы. Например, в акафисте на Успение Пресвятой Богородицы (икос 5-й) читаем: «Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление»...
О мощах первосвященника Аарона ничего не известно. Гора Ор, на которой был похоронен Аарон, также неизвестно где находится. Предположение о том, что она невдалеке от Петры, не вызывает доверия. Вероятно (есть и такое предположение), что это гора Рамон в пустыне Негев (ныне Южный Израиль).
1680 просмотров
Святой Преподобный Андрей Рублёв. Иконописец М. Шевцов. Фрагмент иконы. Святые Первоверховные Апостолы Пётр и Павел.
Комментарии (0)