Редактировалось: 2 раза — последний 25 февраля 2020
+2
Голосов: 2
Горки и ледянки на масленицу.
В первые дни масленичной недели мужчины ходили по гостям, а женщины продолжали выполнять домашнюю работу. С четверга переставали ткать, «обряжали» избу скатертями и полотенцами, надевали праздничные платья. С этого дня начинались уличные гулянья, вечорки с песнями и плясками, катания на лошадях с горок.
Спойлер
В первые дни масленицы мужчины начинали строить горки и городки. Масленичные горки сооружали повсюду в России и, по-видимому, однотипной конструкции, как и «катушки», в которых катались с гор. В разных селениях нам указывали, что основанием горок служили четыре столба, врытые в землю. На столбах крепили помост, с одной его стороны делали скат, с другой — ступени. Там, где позволяла местность, накатывали естественные склоны.
«Катушки» делали в виде лотка. Днище «катушки» обмазывали навозом и поливали водой на морозе, чтобы оно хорошо скользило. Катались также и на «ледянках» — облитых водой и замороженных шкурах, рогожах, лукошках.
Возле горок собиралось много молодежи. Здесь, как и на вечорках, парни и девушки приглядывались друг к другу, выбирая пару. В большинстве селений парни катали девушек с гор, а после целовали их, а у старожилов иногда девушки сами катали парней. Катались весело, с шутками и смехом, с опрокидыванием «катушек», забрасыванием снежками.
Также весело проходили и катания на лошадях. Парни садились верхом на коней («на вершни»), а девушек катали в «кошевах» — санях с бортиками и скамьями. Были специальные праздничные сани с расписными бортами. На сиденья кошевок укладывали подушки в ярких наволочках, накидывали ковры, которые свешивали сзади для всеобщего обозрения. Лошадей запрягали в лучшую сбрую с кистями и бляшками, с колокольчиками под расписной дугой. По обычаю, в кошевах должны кататься девушки, но информаторы указывали, что и молодые бабы в пылу веселья присоединялись к ним. Катались вдоль улиц или вокруг селений «кругами».
Круг в народной семантике является знаком солнца. Он многократно варьировался в элементах масленичной обрядности, отображаясь в формах традиционной выпечки, в «круговых» песнях и плясках, в катаниях на лошадях по «кругу». Конь также символически связан со знаком солнца. Поэтому именно при проводах зимы русские повсюду в стране устраивали катания на лошадях с цветной упряжью под звон медных колокольчиков.
На Алтае в соответствии со спецификой хозяйства держали помногу лошадей. Это давало возможность проводить больше конных состязаний и игр. Некоторые из них русские восприняли от местного населения. Так, в с. Сибирячиха молодежь устраивала соревнования в скорости: парни и девушки на лошадях поднимались в горы, где в общих скачках парни должны были нагонять девушек.
Подобные игры были распространены у казахов. На заимствование их русскими указывает особый способ повязывания платка девушками—участницами скачек.
Платок складывали в виде шапочки, называвшейся "кичка по-киргизски" .