МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ - Малые Зимние Святки, Велесова седмица — с 4 по 10 лютеня/февраля - череда Святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим(11 февраля).
Волчьими их называют потому, что именно в эти дни у волков начинаются "свадьбы". Отправляться в лес в эти дни крайне опасно, так как волки, которые становятся особенно распалёнными и отчаянными, представляют для человека большую опасность. Однако именно это время выбрали древние славяне для того, чтобы почтить силы природы и, в частности, волчью природу, которую издревле не только почитали, но и обожествляли.
Малым Велесовым святкам предшествует праздник - Велес Малый или Велес - Волчий Сват (3 февраля). Славяне верили, что 3 февраля Домовой может заездить лошадей.
Свои названия и традиционные элементы носили и отдельные дни Волчьих святок. Начало святок 4 февраля называют Велесом Студёным и т.д. В эпоху двоеверия на Руси, Велесовы святки были заменены на новые праздники, например, 4 февраля - Никола Студёный ("На Студёного Николу снегу навалит гору") и т.д.
Малые Велесовы Святки обращаются к другой стороне личности Велеса. Одно призывание имени Велеса означало укрепления благосостояния. Наверно, некоторые знают, что Велеса называют "Скотий Бог". Некоторые трактуют это как "Велес - покровитель животноводства", но это не совсем верно. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: "Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство."
В эти дни, чтобы год был благополучным, следует славить Велеса, который борется с Мореной - Зимой, чтобы окончательно победить её к весеннему равноденствию.
Считалось это время переходным, таинственным, страшным, но и могущественным. Волчьи брачные стаи стали главным олицетворением этого времени. Велеса называли волчьим сватом.
Сам же Велес всегда был одним из самых таинственных божеств у славян. Он нес и день и ночь, зиму и лето, был повелителем подземного царства, владыкой всего живого и покровителем искусств. Бог плодородия и удачи был магом и оборотнем одновременно.
Спойлер
В Велесовы малые святки открывалось тайное и скрывалось явное. Каждый день Велесовых святок был посвящен определенному обряду , а заканчивались святки большим Велесовым Днем, с которого зима Велесовым повелением своего рога лишалась и уже шла на убыль. В дни Велеса волхвы проводили сакральные обряды, которые были недоступны большинству. О них уже мало что известно, но суть их сводилась к пробуждению и активации могучих сил.
Сами святочные дни не считались уж очень праздничными. Они были гораздо больше посвящены обрядовой, ритуальной части, чем веселью. В отличие от Больших Велесовых Святок этот праздник более для серьезных обрядов защиты двора, дома, скотины, чем для гуляний. Пробуждающуюся силу старались использовать в жизни для решения своих задач. И это было магическое время для прибавления в своей жизни силы, здоровья, достатка, удачи. Волк в славянской мифологии был связан с плодородием и с жреческим сословием Руси (волхвами), его считали посредником между людьми и богами, "тем" и "этим светом", ему приписывали функции "охранитель от зла", и т.п.
Культ волка очень древен и сложен. Для древних славян - земледельцев волки были весьма почитаемы, волк в народном представление связывался с плодородием, даже туча в древнейшее представлении облачалась в образ волка, она могла как напитать живительной влагой землю, так и побить урожай. При этом связь волка с урожаем сохранилась и при христианстве, так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян считалось доброй приметой.
Происхождение волка в народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. Например, по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь , при этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает).
Как существо сверхъестественное, причастное к миру Богов и Духов, волк в народных поверьях наделялся даром всевидения (он и в русских сказках предстаёт обычно если не всеведущим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем).
Помимо этого ему традиционно приписывались функции посредника между "этим" и "тем светом", между людьми и богами или нечистой силой, вообще силами иного мира, так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на "том свете", а при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших. Из-за подобных поверий, а так же из-за представлений о ликантропии и оборотничестве, волк в народных поверьях нередко соотносится с "чужими": мертвыми, предками, "ходячими" покойниками и пр.
Часто считалось также, что волк "знается" с нечистой силой и колдунами, которые по своему желанию могут обращаться волком, или насылать волков на людей и скотину.
Согласно народным поверьям, волки бывают особенно опасны для людей начиная со дня Ильи-Пророка, так как именно в это время "открываются волчьи норы"; а с Юрия Холодного (9 декабря) волки начинают подходить к сельским задворкам за добычей, и в это время опасно выходить за пределы села.
Около дня св. Анны (22 декабря, начало зимы в народном календаре: "с праздником зачатия св. Анны, зима зачинается") волки, по народному наблюдению, собираются в стаи и становятся особенно опасны.
В древности волки иногда воспринимались крестьянами как угроза не меньшая, чем нашествие вражеских армий. Особенно это касалось глухих лесных деревень. Поэтому к ним крестьяне относились настороженно и со страхом, от них пытались защититься всеми возможными способами, как обычными так и магическими.
Для защиты волков использовались заговоры, обращение как прямо к волку, так и к лешему или к святым - повелителям волков, с тем чтобы они уняли "своих псов".
Входя в лес, крестьяне обычно читали заговор "от злого зверя", чтобы не встретить волка. При встречи с волком старались молчать и не дышать; нередко даже прикладывались мертвыми или же, напротив, показывали волку кукиш, отпугивали его угрозами или стуком, криком, свистом, матерщиной, иногда кланялись, вставали перед волком на колени, приветствовали, или просили "помиловать".
В народных приметах, волк пробежавший мимо деревни, перебежавший дорогу или встретившийся в пути, предвещал обычно удачу, счастье и благополучие, но волк, забежавший в деревню считался приметой неурожая.
*** Про дни эти вот что сказывают: начинаются Велесовы Святки в тот день, когда Макошь ведет суд над Мореной. Хотела Морена над всем миром властвовать, да послала на землю страшного духа, коровью смерть. И по сей день считают, что приходит в февральские дни за домашним скотом этот дух в образе старой женщины, а вместо рук у неё грабли. Ежели не защитить животных в эти дни, не попросить о том славянского Бога Велеса – быть беде.
*** Оканчивались Волчьи Святки 11 февраля, днем Велеса, как уже писалось выше. ( по старому стилю). По новому стилю это 28 февраля. В разных источниках указывают различные даты. ***