«Невеста Ивана Бровкина». Почему Дая Смирнова оставила кино на 30 лет?
Автор
|
+5 Голосов: 5 |
В 1955 году на экраны вышла картина режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». История непутевого деревенского парня, который становится настоящим мужчиной в армии, преодолевая собственные ошибки, сразу полюбилась зрителям.
Откуда взялось имя?
Незамысловатый сюжет был сдобрен юмором и блестящей актерской игрой. 24-летний Леонид Харитонов в одночасье стал всесоюзной звездой первой величины. Новый виток в карьере после «Бровкина» начался у Михаила Пуговкина и Татьяны Пельтцер.
И, конечно, не была обойдена зрительским вниманием девушка, сыгравшая невесту главного героя. Хотя Дая Смирнова оказалась в этой картине практически случайно.
Она родилась в ноябре 1934 года в Киеве, в обычной рабочей семье. Отец ее был механиком, мать —штамповщицей, и намерение дочери пойти в искусство они восприняли как блажь. Но Дая настояла на своем.
К слову, откуда взялось необычное имя «Дая», так толком и неизвестно. Сама актриса рассказала однажды, что родители услышали, как новорожденная в колыбели произносит звуки, похожие на «Дая», и решили, что это вполне подходит для имени. Так ли это на самом деле или это была просто выдумка Даи Евгеньевны, теперь уже не разобраться.Главная роль для первокурсницы
С первой же попытки она сумела поступить на актерский факультета ВГИКа, попав на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Заканчивая первый курс, Дая с подругами пробралась на дипломный спектакль выпускников, куда пускали далеко не всех. Там-то студентку и заметила ассистент режиссера фильма «Солдат Иван Бровкин», пригласившая девушку на пробы.
Пробы Смирнова посчитала полным провалом, и со спокойной душой уехала на каникулы в Киев — не получилось, значит, не получилось. Однако в сентябре, когда начинался новый учебный год, Даю известили об утверждении на главную женскую роль.
Строгие преподаватели, не жаловавшие раннее начало профессиональной карьеры, тут пошли навстречу, посчитав это, в том числе, и признанием своих педагогических заслуг.
Жаркое лето приходилось снимать поздней осенью, и эти киноусловности стали серьезным испытанием для актеров. Дая сильно простудилась, и тут же попала в руки Татьяны Пельтцер, которая при помощи народной медицины вернула молодую коллегу в строй. Правда, те целебные растирания горчицей Смирнова вспоминала с содроганием даже спустя десятилетия.
Звезда не захотела светить
Дая к самому фильму относилась критически, считая кино слишком легковесным. Но с образом режиссер угадал — не самый простой характер актрисы идеально подошел для своенравной дочери председателя Любаши.
Оглушительный успех «Солдата Ивана Бровкина» стал сюпризом для членов съемочной группы, особенно для Даи. На нее посыпались предложения новых ролей. Правда, образы были в чем-то схожи с Любашей, что Смирнову огорчало.
В 1958 году зрители вновь увидели на экране Любашу: картина «Иван Бровкин на целине» просто не могла обойтись без главной героини. А еще в том же году на экраны вышли «Девушка с гитарой», «Киевлянка», годом позже — «Черноморочка». Карьера Даи Смирновой развивалась на зависть коллегам.
Но девушка, стремительно входящая в ряд самых популярных актрис СССР, решительно остановила этот взлет. По ее собственному признанию, она разочаровалась в актерской профессии и решила перейти на сценарный факультет к Евгению Габриловичу.
«Черноморочка», 1959 г.
«Черноморочка», 1959 г. Фото: Кадр из фильма
«Капустник» про Ленина с последствиями
Этот переход едва не поломал девушке всю жизнь. Молодые сценаристы отличались вольнодумством и однажды для дружеской вечеринки сочинили шуточную пьесу, представлявшую собой пародию на произведение революционной тематики. Обсмеяли ребята Ленина, Сталина и другие крупные фигуры времен создания Советского государства.
Кто сдал юмористов, неизвестно, но данная история дошла до «Комсомольской правды», которая опубликовала статью «На пороге большого экрана». В ней досталось и авторам, и зрителям «капустника».
«Ни у одного из четырнадцати молодых людей не проснулась их комсомольская совесть, не нашлось более резких и точных слов для определения того, что здесь произошло, — возмущались авторы.— Никого не возмутило, что четверо их однокурсников, гнусно кривляясь, оплевали все те высокие идеи, в которых клялись публично на комсомольских, студенческих собраниях. Запись стерли и перешли к рок-н-роллу».
Такие публикации в центральной прессе в те времена не оставались без последствий. Десятью годами раньше студентов ВГИКа вообще могли отправить валить лес, но «оттепель» сделала режим мягче.
Тем не менее после бурного разбирательства шестерых участников вечеринки, признанных зачинщиками, из вуза отчислили.
Дая Смирнова и здесь продемонстрировала свой характер — в разгар собрания объявила, что ее вообще не интересует решение, поскольку ей пора уезжать на очередные съемки.
И действительно, несмотря на отчисление, она продолжала сниматься. В 1960-х годах она, к примеру, сыграла в достаточно популярных картинах «Зеленый огонек» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», а также в антирелигиозной комедии «Конец света».
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 г.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 г. Кадр из фильма
В тени
Спустя несколько лет она вернулась на сценарный факультет ВГИКа, к Алексею Каплеру, и благополучно закончила вуз.
Появившись в 1976 году в небольшом эпизоде в картине «Обелиск», Дая Смирнова рассталась с актерской профессией на тридцать с лишним лет. Хотя из кино она при этом не уходила, работая с изданиями «Искусство кино», «Экран», «Культура», «Экран и сцена», а также на телевидении.
О периоде 1970-х — 1980-х в ее биографии до сих пор пишут разное: одни утверждают, что женщина трудилась во вневедомственной охране Киевского метрополитена, другие приписывают ей счастливое замужество за сыном крупного партийного функционера. Сама Дая Смирнова посвящать кого-либо в подробности своей биографии не считала нужным — характер у нее оставался таким же упрямым, что и в юности.
О том, что столь ярко начинавшаяся кинокарьера прервалась, она никогда публично не жалела. А в кадр вернулась в начале XXI века в качестве участницы ток-шоу о звездах прошлого, а также актрисы сериалов.
«Интерны», 2010 г.
«Интерны», 2010 г. Кадр из фильма
Ушла незамеченной
Брали Даю Смирнову, в соответствии с возрастом, на классические роли старух. Пожалуй, самое заметное ее появление было в одной из серий крайне популярных «Интернов». Вот только узнать в ней прежнюю «невесту Бровкина», как говорится, не мог никто, кроме специалистов.
К тому же случился казус — в титрах актрису вместо Даи назвали Дарьей.
В последние годы жизни, помимо съемок в телесериалах, она помогала молодым коллегам, делающим первые шаги в кино, зачастую на любительском уровне. В честь ее 75-летия даже состоялся творческий вечер, который, правда, оказался вне внимания ведущих СМИ.
Да и новость о ее кончине 29 марта 2012 года практически не стала достоянием широкой общественности. О том, что актрисы больше нет, даже некоторые коллеги узнали спустя недели после ее смерти.
Источник0 просмотров
Комментарии (2)