Блоги

Православная иконопись.21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Болгарская икона.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Византийская икона. Кипр.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Россия (Новгородская провинция), конец XV – первая четверть XVI вв.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.



21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


21 СЕНТЯБРЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.



Православная иконопись.Святые Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские. Иконописец архимандрит Лазарь (Абашидзе).
Святые Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские. Иконописец архимандрит Лазарь (Абашидзе).


БЕТАНИЙСКИЕ СВЯТЫЕ ХХ ВЕКА

На протяжении нескольких десятилетий коммунистических гонений единственным местом, где в Грузии сохранялась монашеская жизнь, был Бетанийский монастырь, в котором подвизались два архимандрита – Иоанн и Георгий.
Официально Бетанийский монастырь не значился как действующий, его просто признавали «выдающимся памятником архитектуры», а монахов считали сторожами-смотрителями и даже выплачивали им зарплату. Но в действительности здесь все было как в действующем монастыре: в храме у икон теплились лампады, горели свечи, шло богослужение, отцы ходили в монашеских одеяниях. По праздникам сюда приезжали верующие, был крестный ход, совершались крещения и венчания. В мирное время иеромонахи не совершают таинство венчания, но в условиях гонений и нехватки духовенства отцы Иоанн и Георгий не находили возможным отказывать в венчании тем, кто просил об этом.

Немало людей приезжало в те годы к любвеобильным старцам, и благодарная память гостей сохранила для нас духовные черты этих подвижников. Приведем для примера воспоминания М.Л. Михайловой, которая в детстве была частой гостьей бетанийских монахов.

«Моя мама была грузинка, верующая. В 1941–1948-х годах мы жили в Орбети и часто ходили в Бетанийский монастырь. С отцами Иоанном и Георгием познакомились в 1941–1942-х годах. Они были на удивление добрыми, внимательными и чуткими.

Отец Георгий был худой, носил очки. Он часто болел и поэтому с нами меньше общался. А вот отец Иоанн был полон жизни, веселый и ласковый. До сих пор чувствую тепло, которое он посеял в моем детском сердце. После службы отец Георгий направлялся в свою комнату для отдыха, а отец Иоанн оставался побеседовать с нами. Мы, дети, настолько были избалованы им, что однажды, в день памяти Иоанна Крестителя, с ног до головы облили его водой. В этот праздничный день среди верующих существует обычай омовения. Родители стали ругать нас за такую вольность, но отец Иоанн стал успокаивать их, говоря, что сегодня праздник и что именно так и следует поступать. Отец Иоанн и отец Георгий учили нас правилам поведения в храме, как нужно исповедоваться, причащаться, рассказывали много интересного о вере и Церкви. Нас, детей, когда мы приходили на исповедь, всегда спрашивали, не украли ли мы чего-нибудь, не сплетничали ли, не обижали ли кого и т.д.

Если в монастырь приходили русские, то отцы богослужение проводили преимущественно на церковнославянском.

Помню, когда отец Иоанн лег в больницу на операцию, обеспокоенный отец Георгий даже писал письма главврачу и горячо умолял сделать все для того, чтобы отец Иоанн поправился. А отец Иоанн, в свою очередь, переживал за оставшегося в одиночестве в монастыре отца Георгия. Эти два отца очень были привязаны к друг другу и нежно любили друг друга настоящей христианской любовью.

Несмотря на такую братскую близость, характерами они очень отличались друг от друга, но душа у них была одинаково чистой и светлой. Они учили нас, детей, чтобы мы постоянно повторяли короткую молитву “Господи, помилуй”. Они говорили, что тем самым мы будем в постоянном общении с Господом, и это поможет жить праведной жизнью».

Святейший Синод Грузинской Православной Церкви на заседании от 18 августа 2003 года причислил к лику преподобноисповедников архимандрита Иоанна (Майсурадзе) и архимандрита Георгия-Иоанна (Мхеидзе), определив днем их памяти 8/21 сентября.

Мы решили познакомить русскоязычного читателя с житиями этих новопрославленных грузинских святых.

Преподобноисповедник Иоанн (Майсурадзе; † 1957)

Архимандрит Иоанн (в миру Василий Майсурадзе) родился в Цхинвали в 1882 году. С детства он трудился в Церкви. С двенадцати лет, не щадя себя, помогал настоятелю Бетанийского монастыря иеромонаху Спиридону, который в 1894–1896 годах с большим трудом восстановил и обустроил эту обитель.

В 1903 году Василий приехал на Святую гору Афон, где принял монашество с именем Иоанн и подвизался в скиту апостола Иоанна Богослова. Вскоре монаха Иоанна рукоположили в сан диакона, а затем священника. Семнадцать лет он провел на Афоне. Затем наступили трудные времена, и в 1920-х годах он вместе с другими грузинскими монахами вынужден был оставить Святую гору.

Вернувшись на родину, отец Иоанн поселился в монастыре святого Армаза, где к тому времени из-за гонений со стороны безбожников-коммунистов жил вместе с ним всего лишь один монах. Однажды вооруженные чекисты пришли в монастырь, насильно повели обоих насельников к ближайшему оврагу и выстрелили им в спину. Упавших в овраг монахов они посчитали мертвыми, однако, по милости Божией, оба они выжили.

Выздоровевший отец Иоанн пришел в монастырь Бетания, где к тому времени еще жил его наставник детства иеромонах Спиридон. Вскоре настоятелем обители стал Иоанн. В 1924 году в Бетанию пришел отец Георгий (Мхеидзе), после чего эти два святых отца всю оставшуюся жизнь вместе провели в монастыре. С детства приученный к труду отец Иоанн сумел великолепно обустроить монастырское хозяйство. Каждого приходящего в обитель отцы Иоанн и Георгий встречали как самого дорогого и близкого человека, посланного к ним Самим Господом. Они окружали его самой трогательной любовью и вниманием.

Отец Иоанн очень любил детей и всяческий баловал их, всегда имел при себе сладости для них. И дети свободно чувствовали себя в общении с ним. Однажды отец Иоанн с удивительным почетом принял тогдашнего воспитанника Московской духовной семинарии Ираклия Шиолошвили. Такой поступок отца Иоанна заставляет думать, что он в пришедшем молодом человеке узрел будущего Католикоса-Патриарха всей Грузии.

Отец Иоанн жил очень строгой жизнью. Много постился, весь день трудился, спал только на доске и ночами молился. Те, кто оказывался рядом с ним, терялись в догадках, когда же отдыхал святой отец и откуда у него бралось столько энергии и бодрости.

Отец Иоанн самые тяжелые работы в монастыре выполнял сам, он очень беспокоился об отце Георгии, который был слаб здоровьем, но все же святой Иоанн раньше отошел ко Господу. После непродолжительной болезни он преставился в 1957 году в возрасте 75 лет. Похоронен во дворе Бетанийского монастыря.

Преподобноисповедник Георгий-Иоанн (Мхеидзе; † 1960)

Архимандрит Георгий (Мхеидзе) родился в 1887 году в селе Схвави Амбролаурского района (Рача, Грузия). Его отец Мефодий Мхеидзе был уважаемым человеком, имел боевые награды, в их числе – Георгиевский крест за взятие в плен известного имама Шамиля. У Георгия было семеро братьев и трое сестер. После получения начального образования в сельской школе юношу направили в Тбилиси, где он при поддержке дяди продолжил обучение и некоторое время служил личным секретарем праведного Илии Чавчавадзе.

Затем Георгий поехал в Санкт-Петербург для поступления в военное училище, но вскоре был вынужден вернуться в родное село. В то время он стал свидетелем духовного преображения своего старшего брата Полиактра, который решил посвятить себя Богу, уединился и стал постоянно молиться. Брат вскоре умер, предупредив заранее родных, что «идет к Пресвятой Богородице», лицезреть Которую сподобился при жизни.

В год смерти Полиактра (1909) в руки Георгия попали его записки. Именно знакомство с ними определило его дальнейший жизненный путь. Родным святой Георгий заявил: «Решено, я жертвую себя Господу, это мой путь».

Юноша некоторое время подвизался в пещере недалеко от села, а затем отправился в Самегрело и стал учеником преподобного Алексия (Шушании). А постриг его в монашество священномученик Назарий (Лежава). Образованного и скромного монаха вскоре рукоположили в священный сан, затем он стал архимандритом.
Православная иконопись.Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.
Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.


Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337 гг.), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: “Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно”.
В результате беседы противник Православия сделался его ревностным защитником. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: “Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог”.
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино”.
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром. Исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: “Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу”. Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив “Мир всем”, он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: “И духови твоему”. Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел “Господи, помилуй”. Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.
Симеон Метафраст, описатель его жития. уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. “Надобно знать и то, как он принимал странников”,— писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей “Церковной истории” удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: “Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть”. Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель “вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи”. Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, “убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: “Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)”.
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Православная иконопись.19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.
Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Фреска пещерной церкви Архангела Михаила в Радожде, Македония. Конец XIII века.

19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


Архангел Михаил.



19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


Лик Архистратига Михаила.



19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


19 СЕНТЯБРЯ ВОСПОМИНАЕТСЯ ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ.


Святой Преподобный Архипп.



Блог Ирины.Добрая сказка детства.
Поют Анне Вески и Евгений Мартынов.
Православная иконопись.14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.
14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фрагмент русской иконы XVI века.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Иконописец Самсон Марзоев.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фреска церкви Панагии Аракиотиссы в деревне Лагудера, Кипр. 1192 год.



14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СТАРШЕГО.


Святой Преподобный Симеон Столпник. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.



Православная иконопись.14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ АВГУСТОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
14 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ АВГУСТОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.


Августовская икона Божией Матери (празднование 1/14 сентября), точное ее название «Образ Пресвятыя Богородицы Августовской, явленной героям воинам», написана после явления Божией Матери в 1914 на Западном фронте над Августовским лесом в Восточной Польше. …7–8 сентября, накануне огромного и весьма кровопролитного сражения нашего с немцами, окончившегося разгромом нами германской армии, мы удостоились особого небесного видения. Наш отряд только что расположился на бивуаке. Было 11 часов ночи; прибегает к поручику Р. рядовой солдат и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите». Поручик пошел и вдруг увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молятся. Видевшие еще долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло».

На другой день эти именно войска и одержали главным образом блестящую победу…
Это чудесное событие получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу. В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы.

Написание большинства икон относится к 1915-1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение:

«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».

В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
Блог Ирины.Вульф Виталий Яковлевич. Ольга Чехова. КОРОЛЕВА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.
Вульф Виталий Яковлевич. Ольга Чехова.  КОРОЛЕВА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.


Ольга Чехова.

Некоторым людям многое дается от рождения: талант, привлекательная внешность, состояние, родственники, занимающие определенное положение в обществе. Но лишь некоторые из таких счастливчиков смогут реализовать все, что в них заложено, не только не потеряв со временем ничего, но развив и приумножив. След таких людей остается в Истории.

Вульф Виталий Яковлевич. Ольга Чехова.  КОРОЛЕВА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.


Ольга Чехова.


Девочка Оля, в апреле 1897 года родившаяся в семье инженера-транспортника Константина Леонардовича Книппера, была щедро осыпана дарами судьбы. Она унаследовала красоту и обаяние матери, Луизы (Елены) Юльевны, в девичестве Рид. От отца ей достались сила воли, целеустремленность и практическая жилка. Ей очень повезло с родственниками: семья была богата талантами, тесно связана с искусством. Сестра ее отца, Ольга Леонардовна Книппер, одна из первых актрис Художественного театра, была женой Антона Павловича Чехова. Через нее у семьи были тесные и обширные связи с лучшими представителями российской интеллигенции, видными актерами, писателями, критиками. Брат Владимир Леонардович пел в Большом театре под псевдонимом Нардов. Константин Леонардович дослужился до очень крупных постов в Министерстве путей сообщения.

Вульф Виталий Яковлевич. Ольга Чехова.  КОРОЛЕВА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.


Ольга Чехова.


У него было трое детей: старшая Ада, Ольга и младший Лев. Книпперы, переехавшие после рождения Льва в Царское Село, принадлежали к высшим кругам: одна из бабушек была фрейлиной императрицы и подругой ее сестры, и дети иногда играли вместе с великими княжнами. В семье говорили на трех языках – русском, английском и французском, много читали. Одевались и мать, и дочери в Париже, заказывая для всех троих платья одного фасона. Врожденный вкус, свойственный всем членам семьи Книппер, был особенно развит у Оли – стройной, грациозной девочки с поразительно красивым, нежным и одновременно властным лицом, чрезвычайно обаятельной и с немалым запасом самоиронии и скептицизма. Помимо семейных талантов и редкостной красоты, у нее был незаурядный ум, самолюбие и огромная энергия. Она считала, что рождена для сцены, – в конце концов, она племянница и тезка своей знаменитой тети, самой Ольги Книппер-Чеховой! Родители не одобряли стремления дочери – по их мнению, таланта актрисы у нее было немного, а бездари незачем позорить известную фамилию. Тем не менее летом 1914 года родители Оли согласились, чтобы их дочь отправилась из Петрограда в Москву, к любимой «тете Оле». Возможно, они надеялись, что та сумеет отговорить племянницу от карьеры актрисы. А сама Оля, может быть, надеялась, что благословение тети откроет перед ней двери Художественного театра…

В Москве Оля на правах вольнослушательницы стала посещать занятия в Первой студии Художественного театра, а параллельно училась у художника Константина Юона рисованию и лепке. В нее практически сразу влюбились бывавшие в доме у Ольги Леонардовны племянники Антона Павловича, двоюродные братья Чеховы: Владимир, сын Ивана Павловича, и Михаил, сын Александра Павловича. Михаил тоже был актером, играл в Первой студии Художественного театра. Как утверждала сама Ольга Константиновна, она с детства была неравнодушна к Михаилу и глубоко страдала оттого, что он не обращает на нее внимания. «Михаил Чехов для меня красивее и пленительнее всех актеров и даже всех мужчин. Я схожу по нему с ума и рисую себе в своих ежедневных и еженощных грезах, какое это было бы счастье – всегда-всегда быть с ним вместе…» – пишет она в своих мемуарах.

Вульф Виталий Яковлевич. Ольга Чехова.  КОРОЛЕВА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.


Михаил Чехов.


Михаил тоже был сражен ею: редкостная красавица, окруженная поклонниками, не могла оставить равнодушным его, известного ловеласа. Вечером, после одного из спектаклей, он поцеловал ее – да так, что она, неопытная девушка, решила, что у нее от этого поцелуя непременно должен появиться ребенок. «Теперь ты обязан на мне жениться!» – заявила она. Тот отвечает: «А что же я еще могу пожелать?»

И они венчаются. Скоропалительно, тайно, дав взятку священнику одной из подмосковных церквей. Невесте было 17 лет, жениху – 23. После венчания, приехав на квартиру к Михаилу, молодые позвонили Ольге Леонардовне сообщить о случившемся и предупредить, что Оля не придет домой ночевать. Та немедленно приехала и потребовала, с истерикой и обмороком, чтобы Оля тут же вернулась домой. Положение Ольги Леонардовны действительно было неловким: взяла племянницу под опеку – и не уследила! Оля все-таки вернулась в ту ночь к тете. На следующий день в Москву приехала ее мать, вызванная телеграммой. Олю увозят в Петроград, где Елена Юльевна, мобилизовав все свои дипломатические способности, сообщила обо всем отцу… Через два месяца родители все же позволили Оле вернуться к мужу – но без денег, приданого, семейных драгоценностей… Согласились с браком дочери они только через год. С точки зрения Книпперов, это был явный мезальянс. Оля, дочь очень крупного чиновника, выскочила замуж за мелкого актеришку! Матери Михаила (отец его уже умер) Оля тоже не понравилась: буквально помешанная на своем гениальном (в чем она не сомневалась) сыне, мать гордилась «мужскими» успехами Миши, всячески одобряла его многочисленных – и недолговечных – подруг, но неожиданную невестку она невзлюбила с первого взгляда.

Между тем Михаил Чехов становится одним из ведущих актеров Художественного театра. А ведь поначалу Станиславский не хотел брать его в труппу, согласившись прослушать его только по личной просьбе Ольги Леонардовны и из уважения к памяти Антона Павловича. Кратко побеседовав с Михаилом, Станиславский принял его в Художественный театр. Через много лет на вопрос, что осталось у него в памяти от первой встречи с Михаилом, Станиславский ответит: «Мне стало его жалко». А Мария Иосифовна Кнебель, актриса и режиссер МХАТа, писала: «Что-то в его глазах было доброе и беспомощное». Тем не менее после той встречи Станиславский сказал Немировичу-Данченко: «Миша Чехов – гений». Это было в 1912 году.

Известен Михаил Чехов стал уже после своей первой крупной роли царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович», но прославился он исполнением ролей «стариков»: Кобуса в «Гибели «Надежды»» Гейерманса, Калеба в «Сверчке на печи» Диккенса, Фрибэ в «Празднике жизни» Гауптмана, Епиходова в «Вишневом саде». Впереди была самая громкая его роль – Хлестаков в гоголевском «Ревизоре». Когда Художественный театр был в 1915 году на гастролях в Петрограде, он уже был знаменитостью, о силе его таланта взахлеб говорили все критики.

К сожалению, как это часто бывает, слава ухудшила характер Михаила, и юная жена не смогла этому помешать. После спектаклей Миша приводил в дом своих поклонниц, а его мать лишь потакала этому. К тому же он начал пить. Ситуация усугублялась тем, что страстно влюбленный в Олю Владимир не оставлял ее в покое даже после свадьбы. По просьбе Михаила Чехова Владимир был в сентябре 1917 года принят в сотрудники Художественного театра, а в декабре застрелился, похитив «браунинг» из стола Михаила.
Спойлер
Блог Ирины.Вульф Виталий Яковлевич. Любовь Менделеева-Блок. ПРЕКРАСНАЯ ДАМА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Вульф Виталий Яковлевич.  Любовь Менделеева-Блок.  ПРЕКРАСНАЯ ДАМА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.



Любовь Дмитриевна Менделеева.


Трудно через толщу прошедшего столетия разглядеть образ девушки, вызвавшей небывалый в русской поэзии поток песнопений. Если судить по фотографиям, красивой ее не назовешь – грубоватое, немного скуластое лицо, не очень выразительное, небольшие сонные глаза. Но когда-то она была полна юного обаяния и свежести – румяная, золотоволосая, чернобровая. В молодости любила одеваться в розовое, потом предпочитала белый мех. Земная, простая девушка. Дочь гениального ученого, жена одного из величайших русских поэтов, единственная настоящая любовь другого…

Вульф Виталий Яковлевич.  Любовь Менделеева-Блок.  ПРЕКРАСНАЯ ДАМА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.



Дмитрий Иванович Менделеев.


Родилась она 17 апреля 1882 года. Ее отец – Дмитрий Иванович Менделеев, талантливейший ученый. Судьба его, к сожалению, типична для многих талантливых людей. Он не был допущен в Академию наук, его выжили из Санкт-Петербургского университета и словно в ссылку отправили возглавлять организованную им Главную палату мер и весов. Он поражал всех, кто с ним сталкивался, блеском научного гения, государственным складом ума, необъятностью интересов, неукротимой энергией и причудами сложного и довольно тяжелого характера. После отставки из университета он большую часть времени проводил в своем имении Боблово. Там, в доме, выстроенном по его собственному проекту, он жил со своей второй семьей – женой Анной Ивановной и детьми Любой, Ваней и близнецами Марусей и Васей. По воспоминаниям Любови Дмитриевны, детство у нее было счастливое, шумное, радостное. Детей очень любили, хотя особо не баловали.

По соседству, в имении Шахматово, поселился со своей семьей старинный друг Дмитрия Ивановича – ректор Петербургского университета, профессор-ботаник Андрей Николаевич Бекетов. И он сам, и его жена Елизавета Григорьевна, и четыре их дочери были людьми очень одаренными, любили литературу, были знакомы со многими великими людьми того времени – Гоголем, Достоевским, Львом Толстым, Щедриным – и сами активно занимались переводами и литературным творчеством.

Вульф Виталий Яковлевич.  Любовь Менделеева-Блок.  ПРЕКРАСНАЯ ДАМА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.


Александр Блок в детстве.

Спойлер
Блог Ирины.Сошествие Иоанна Крестителя в ад. Иллюстрация из рукописного апокрифа псевдо-Иоанна Златоуста "О вольней страсти Господа нашего Иисуса Христа". Россия. После 1784 года.
Сошествие Иоанна Крестителя в ад. Иллюстрация из рукописного апокрифа псевдо-Иоанна Златоуста "О вольней страсти Господа нашего Иисуса Христа". Россия. После 1784 года.



О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам.

Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду своим танцем. Восхищённый её пляской, он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли.
Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник (11 сентября по новому стилю) и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Вследствие грехопадения Адама и Евы люди стали неспособны пребывать в Раю. Поэтому все люди Ветхого Завета, даже праведники (кроме праотца Еноха и Пророка Илии) после смерти отправлялись в ад. Лишь после Искупительной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа для человечества стал вновь открыт вход в Рай. В аду душа Иоанна Предтечи возвещала томившимся там ветхозаветным праведникам, что ожидаемый ими Мессия уже пришёл на землю, и близится их избавление.

В субботу перед Своим Воскресением Спаситель, находясь телом во гробе, душой сошёл во ад и вывел оттуда всех праведников, в том числе и Иоанна Предтечу.