|
В Крыму одним из наиболее таинственных мест считается Каркинитский залив. Если выехать из Евпатории в северо-западном направлении, вы попадете на мыс Тарханкут, скалистым пятачком выступающий из линии побережья. Именно тут и располагается знаменитый Тарханкутский маяк — ключевая достопримечательность окрестностей Евпатории. «Угол» Крымского полуострова издревле считался стратегическим местом — мимо него проплывали торговые корабли антов, греков, тавров и скандинавов. Скифы тоже ходили по морю, но купцы редко встречались среди степных обитателей. Прошли века, и мимо Тарханкута начали курсировать византийские дромоны. Появлялись в здешних краях и другие суда: дозорные татарские корабли; славянские челны; боевые галеры Османской империи; запорожские «чайки». Местные жители часто выкладывали на мысе каменные башни, разводили там сигнальные костры и помогали морякам благополучно пройти бурные воды. Эски Форос — так называлась старинная локация в Оленевке, известная всем мореплавателям средневековья. Официально же Тарханкутский маяк появился в 1816 году — именно тогда было завершено возведение 38-метровой башни, к облику которой привыкли современные крымчане. Освещать морские пути сооружение начало год спустя — в 1817-м. Два столетия назад луч фонаря пробивался на 12 миль — то были передовые английские технологии. Флот в Херсоне и Николаеве стремительно развивался, поэтому в окрестностях Тарханкута усилилась морская навигация. В 1862 году маяк модернизировали, оснастив той самой английской установкой, что давала белый луч на 12 миль. Хорошее качество имело обратную сторону — лампу постоянно чистили от нагара, делая 15-минутные перерывы. В один из таких перерывов потерпела крушение «Ливадия» — яхта российского императора. Гибель яхты вынудила местные власти изобрести новый прибор, который подавал световые сигналы даже во время чистки. «Калорическая» система хорошо пробивала туманную толщу и не требовала отключения. Но и эта система нуждалась в предварительной подготовке, поэтому на маяке поставили колокол, сообщавший о наступлении неблагоприятных погодных условий. В 20 столетии появилось радиооборудование, действующее на 300-километровой дистанции. В период ВОВ сотрудники маяка эвакуировались, прихватив с собой ценное оборудование. Немцы планировали взорвать Тарханкутский маяк, заложив под него динамит. Дымящийся бикфордов шнур случайно заметили местные жители — Александр Карнаух и Василий Гузенко. Сейчас сооружение относится к сигнальным объектам первого класса с громкостью звучания в одну милю и дальностью луча — в 17 миль. Сейчас высота сооружения составляет 38 метров — это каменный комплекс, включающий радио и световой маяки, автономное электроснабжение, звукосигнальную установку, бытовые и навигационные комнаты. Объект считается режимным, к нему подведена ЛЭП. Между операторским залом и нижним ярусом насчитывается 142 ступени. Лестница винтовая, есть промежуточные площадки.
|