Добро пожаловать в Финляндию! В этой небольшой северной стране живет финский Дед Мороз, которого зовут Йоулупукки. Йоулупукки национальный финский персонаж, быт которого впитал в себя множество традиций жителей этой северной страны.
Йоулупукки живет вместе со своей женой Муори.Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы, помогает своему мужу рыбачить, пасти оленей, собирать ягоды и грибы, ну и конечно, готовит ему еду.
В доме Йоулупукки и Муори полно гномов, которые помогают по хозяйству.
Спойлер
Откуда гномы берутся? Из еловых шишек. Ходят слухи, что старуха Муори собирает шишки в лесу, на ночь складывает в большой котел и укутывает теплым пледом. К утру гномы готовы. В течение года они сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
Гномы — обязательный атрибут финского Рождества! Изготовленные в различных техниках, они наполняют квартиры, дома, кафе и рестораны, радуя своим ярким праздничным видом. Более того, гномы — самый распространенный подарок к Рождеству!
Этот праздник считается первым предвестником Нового года и Рождества — самых любимых зимних праздников россиян. Торжество открывает череду веселых и волшебных зимних праздников, с которыми связано много традиций и народных примет.
В народе этот день называют еще День Николы Зимнего. Раньше в это время начинались сильные морозы, которые называли Никольскими.
Народ очень любит и почитает Николая Чудотворца. Издавна в этот день было принято мириться тем, кто поссорился.
Спойлер
Никола-угодник является одним из самых почитаемых святых на Руси. Верили, что он помогает людям даже без специального обращения. Он дарит плодородие, богатство и обилие: «До Николы – нет добра николи».
Святитель Николай – защитник оклеветанных. К нему обращались с молитвой невинно осужденные, уповая на помощь. Также святого считают покровителем моряков, купцов и детей. Земледельцы молились ему о хорошей погоде и богатом урожае. Наши предки считали Чудотворца вторым после Бога заступником.
Николая Угодника считают хорошим врачевателем. В народе верили, что он может избавить человека от любой болезни, воскресить мертвого. Среди знахарей и народных целителей было распространено поверье, что день Николая Угодника – самый благоприятный для лечения тяжелых недугов.
Николин день открывал зимнее сватовство. 19 декабря те, кто планировал жениться или выйти замуж, служили молебен Николаю Чудотворцу.
В деревнях в этот день справлялась Никольская братчина с пирогами и ячменным пивом. После ярмарки, выручив деньги за продажу товара, крестьяне организовывали праздничные гуляния. Совместные застолья и хождения в гости – были главными особенностями этих гуляний.
Доброй традицией в день Николая Чудотворца считаются застолья, на которых собираются близкие и дальние родственники. Считается, что договориться в этот день можно с кем угодно и о чем угодно, а потому многие спешат заключать деловые сделки и завершать дела уходящего года.
По церковным канонам в этот день нужно обязательно посетить храм и помолиться святому Николаю. Считается, что Чудотворец благоволит ко всем, кто готов признать свои ошибки и стать на путь истинный. Он защищает всех детей, а потому матери должны у иконы помолиться о здравии своих чад.
Путешественники в этот день могут получить благословение перед дальней дорогой, а невинно осужденные попросить подле иконы о торжестве справедливости.
Дети в этот день ждут особых подарков — считается, что Николай приносит сладости тем, кто был послушным на протяжении прошлого года.
В праздник принято дарить друг другу сувениры и сладости — таким образом многие пытаются сохранить воспоминание о детстве и разбудить в себе ожидание приближающегося волшебства Новогодней ночи.
Что нельзя делать. По народным традициям в этот день нельзя ругать и бранить детей, иначе святой Николай прогневается и накажет вас. Нужно обязательно дарить им сладости. А еще следует раздавать подарки сиротам, бедным и детям из многодетных семей.
Зато в день Николы Зимнего нужно делать добрые дела, помогать всем, кто нуждается в помощи.
Молодежь в день святого Николая собиралась в заранее обговоренной избе на посиделки, во время которых шла бурная подготовка к Святкам. Девушки и парни готовили маски, костюмы, учили и сочиняли песни-колядки. В некоторых местах это время называли Никольскими святками – за схожесть некоторых обычаев с Рождественскими.
Девушки в этот день гадали – клали на образ Чудотворца пояс, веря, что во сне увидят своего суженого.
Человек, родившийся 19 декабря, отмечен судьбой. Ему под силу преодолевать любые трудности. В качестве талисмана ему следует носить родонит и лазурит.
На пятидесятый день после Пасхи православные христиане отмечают Троицу — день, когда на землю сошел Святой Дух, доказав тем самым триединство Бога. Такую дату иначе называют Пятидесятницей, она относится к двунадесятым — двенадцати важнейшим церковным праздникам. Этот день обычно приходится на конец мая — начало июня, когда заканчиваются весенние полевые работы и наступает настоящее лето.
Вербное воскресенье в 2020 году отмечают 12 апреля: по традиции, в этот день принято приносить в дом и ставить перед иконами освященные вербные веточки – символ того, что христиане постоянно помнят о Боге. В этом году православным будет сложнее соблюсти традиции – из-за эпидемии коронавируса Патриарх Кирилл рекомендовал воздержаться от посещения храмов, следовательно, освятить вербные ветви в церкви будет нельзя.
Спойлер
В XIX веке празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.
Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском уезде Пензенской губернии), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.
В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым».
Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.
В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.
Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.