+927 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
Преображение Господне. Кипрская икона первой половины XVI века.

19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


Святой Пророк Божий Илия.



19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


Святой Пророк Моисей Боговидец.



19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


Святой Апостол Пётр.



19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


Святой Апостол Иаков Зеведеев.



19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


19 АВГУСТА - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.


Святой Апостол Иоанн Богослов.



Святой Апостол от Семидесяти, Первомученик и Архидиакон Стефан. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святой Апостол от Семидесяти, Первомученик и Архидиакон Стефан. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой Стефан, Апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.

После Сошествия Святого Духа на Апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Двенадцать Апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Филипп, а также Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками Апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и Богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его проповеди был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона, слушая его, все более разгорались гневом.
Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Икона в монастыре Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Середина XIV века.
Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Икона в монастыре Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Середина XIV века.


Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Икона в монастыре Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Середина XIV века.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малой Азии), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв родителей.


С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, Святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блуд для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, Святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит “по всему лев”), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным. Мать, святая Еввула, воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284-305 гг.), который захотел оставить его придворным врачом.

В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры (священники) Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима. Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды священник позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.
Святой Пророк Божий Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.
Святой Пророк Божий Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.


Святой Пророк Божий Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.
Святой Равноапостольный Князь Владимир. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Иконописец Дионисий. 1502 год.
Святой Равноапостольный Князь Владимир. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Иконописец Дионисий. 1502 год.


Святой Равноапостольный Князь Владимир. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Иконописец Дионисий. 1502 год.


28 июля Русская Православная Церковь празднует память Крестителя Руси - Святого Владимира.

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери - язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда мученически пострадали за веру во Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от булгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность Патриаршей службы тронули их до глубины души: “Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе”. А бояре тут же ему заметили: “Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей”.

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на Византию и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам-соправителям Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно Апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству Крещения. Владимир крестился в 988 г. и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!”
Казанская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.


1 (14) октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, царь Иван Грозный, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Богородицы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

После взятия Казани в ней начала распространяться Православная вера. Особенно способствовало этому явление в Казани 8 (21) июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди убеждённых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.
Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.


Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.


Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.


Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.


Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.


Пресвятая Богородица с Младенцем и предстоящими Архангелами. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XIV век.
12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.
12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Святые Апостолы Пётр и Павел. Фреска монастыря Мартвили, Грузия. XVII век.



12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Святой Апостол Пётр. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. 1265 год.



12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Святой Апостол Павел. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. 1265 год.



12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Святой Апостол Павел. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Святой Апостол Пётр. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово, Сербия. Около 1310 - 1313 годов. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Святой Апостол Павел. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.
12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.


12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.


Блаженный Старец Паисий (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года (по ст.с.) в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). При обмене населением, в ходе которого греки из Малой Азии переселились в Грецию, а жившие в Греции турки – в Турцию, грудным ребёнком был привезён в Грецию. Его родители поселились в небольшом городке Коница, где будущий Старец вырос и получил начальное образование. Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Вместо сказок и детских историй родители рассказывали Арсению о жизни и чудесах преподобного Арсения Каппадокийского. Уже с малых лет он хотел стать монахом, чтобы походить на своего Святого. Он отдавался непрестанной молитве и одновременно с этим старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа. Мать советовала будущему старцу не стремиться побеждать сверстников в играх, чтобы потом не гордиться этим, и даже не стремиться первым занимать место в шеренге одноклассников, потому что, как она говорила, «первым или последним ты туда встанешь – никакой разницы нет». Кроме этого, мать учила его воздержанию: не разрешала ничего есть до тех пор, пока не придёт время принятия пищи. Нарушение этого правила она считала тяжёлым грехом. С малого возраста Старец возлюбил труд. Он помогал своим родителям в крестьянских делах, работая без устали и с большой отдачей.


Когда в Греции началась Гражданская война (1944–1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию, получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил Родине. В армии он продолжал подвижническую жизнь, отличался отвагой, самопожертвованием, высокой христианской нравственностью и многообразными дарованиями. Когда кого-то из сослуживцев назначали участвовать в опасной операции, патрулировании и тому подобном, Арсений спрашивал его: «Какая у тебя семья?» Если солдат говорил, что женат и имеет ребёнка, Арсений отвечал: «Хорошо», шёл к дежурному по части и просил отправить его на операцию вместо семейного сослуживца. Второму радисту их отряда Арсений не давал носить ни рацию, ни аккумуляторы, чтобы в случае опасности тот был налегке и мог спастись. «В одном бою, – рассказывает Старец, – я вырыл себе небольшой окопчик. Один солдат подполз и попросился ко мне. Я потеснился, и с трудом мы сидели в тесном этом окопчике. Потом, когда приполз ещё один солдат, я выбрался из окопчика и дал ему возможность укрыться. Вдруг – один осколок чиркает меня по голове! Я был без каски – только в капюшоне. Щупаю голову рукой и никакой крови не чувствую. Снова щупаю – ничего! Осколок сбрил на голове волосы, оставив голую полоску шесть сантиметров шириной. Не осталось даже царапины. Уступив ребятам место в окопчике, я сделал это от сердца. «Лучше, – подумал я тогда, – если меня сейчас один раз убьёт, чем убьёт кого-то ещё, а потом и меня всю оставшуюся жизнь будет убивать совесть. Как я вынесу мысль о том, что я мог его спасти и не спас?» Конечно, Бог очень помогает тому, кто жертвует собой ради других.


Отдав долг Отечеству, Арсений встал на путь монашеской жизни – той, к которой стремился с самого детства. Ещё будучи мирянином, он не раз переживал Божественные опыты жизни во Христе. Но когда он стал монахом, особое благоволение к нему Святых, Пресвятой Богородицы и Самого Господа сделалось очевиднейшим. Отец Паисий подвизался на Святой Афонской Горе, в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Он проводил свою жизнь в безвестности. Всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям. 27 марта 1954 года после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в рясофор с именем Аверкий, а 3 марта 1957 года – в мантию с именем Паисий. Старец не принимал великосхимнического пострига. От необыкновенного благоговения, которое он испытывал к Таинству Священства, Старец не согласился принять священнический сан.


Обычно Старец ел то, что не требовало варки или другого приготовления на огне. «К счастью, – говорил он, – приготовления пищи в моём распорядке дня нет. Однако когда в последние годы его жизни один из монахов иногда приносил ему приготовленное на огне кушание, Старец, ради любви, ел его и говорил: «Желудок иногда хочет поесть и чего-нибудь приготовленного на огне». Кроме строго поста, Старец каждую ночь совершал Всенощное бдение, проводя ночь в молитве.


Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная любовь преизливалась из освящённой души Старца, сияние Божественной Благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.