+862 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Сретение Господне. Византийская икона XIV века.
Сретение Господне. Византийская икона XIV века.


Сретение Господне. Византийская икона XIV века.


Сретение Господне. Византийская икона XIV века.


Сретение Господне. Византийская икона XIV века.


В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни Богоизбранного народа. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо чудесным образом родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Когда несколько сот лет назад Священное Писание переводили с еврейского на греческий язык, Симеон был одним из семидесяти переводчиков. Когда он дошёл до строк из Книги пророка Исаии: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что означает "С нами Бог")", Симеон усомнился в возможности исполнения пророчества. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Сменяли друг друга поколения и целые века, а Симеон всё не умирал. Он уже устал от земной жизни. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, хранитель Её девства, принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец".

В храме была также 84-летняя вдова Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица - удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Святой Мученик Трифон. Фреска придела Святого Симеона Мироточивого церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. XIII век. Фрагмент.
Святой Мученик Трифон. Фреска придела Святого Симеона Мироточивого церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. XIII век. Фрагмент.



Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии (в те времена вся Малая Азия находилась под властью Римской империи), неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 - 244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Святой Преподобный Ефрем Сирин. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.
Святой Преподобный Ефрем Сирин. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.



Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.
Святитель Иоанн Златоуст. Фреска церкви Успения Пресвятой Богородицы в Троносе, Крит.
Святитель Иоанн Златоуст. Фреска церкви Успения Пресвятой Богородицы в Троносе, Крит.



Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 г. крестил.

Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором-еретиком Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, священников Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией”. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве”, великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав “Против вооружающихся на ищущих монашества” и “Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни”. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений.
Святой Преподобный Феодор Студит, Исповедник. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.
Святой Преподобный Феодор Студит, Исповедник. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.



Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.
В то время в империи широко распространилась ересь иконоборчества, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741 - 775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, отца Св. Феодора, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору - ревностному обличителю иконоборческой ереси.
Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.
Среди отцов Собора был блаженный Платон, дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников - Феодора с братьями Иосифом и Евфимием - к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.
Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Гелати, Грузия. XIII век.
Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Гелати, Грузия. XIII век.



Святитель Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианзского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился со св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (который, став императором (361-363 гг.), отрекся от Христианства и пытался возродить язычество в Римской империи и за это получил прозвище "отступник") и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял Крещение.
Святая Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая.
Святая Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая.



Блаженная Ксения Петербургская (+ ок. 1803), Христа ради юродивая, родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Известно только, что отца блаженной звали Григорием.

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
Святой Преподобный Евфимий Великий. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Святой Преподобный Евфимий Великий. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, священнику Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан священника. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие. Несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии.

Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного". Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. "Если миряне, - говорил он, много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами". Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов.
Святой Преподобный Антоний Великий. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святой Преподобный Антоний Великий. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Святой Преподобный Антоний Великий. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Преподобный Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых Апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит Евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Святой Преподобный Павел Фивейский. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.
Святой Преподобный Павел Фивейский. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века.



Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан, устроенных императором Декием (249 - 251), святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул родной город и удалился в пустыню.