Неделя Всех Святых.
Автор
|
Опубликовано: 3073 дня назад (25 июня 2016)
Блог: Православная иконопись.
|
+1 Голосов: 1 |
Иконы в монастыре Григориат на Святой Горе Афон.
Неделю тому назад завершился собственно Пасхальный цикл. Подведем некоторые итоги.
Темы покаянных великопостных недель готовят христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.
Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора). В этом заключен глубокий смысл.
Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «Пятидесятничный цикл» охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчета – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
День Святой Троицы – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества нового человека, искупленного Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых».
Понятие святость – трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек (не партия, не класс или «народная масса»!) имеет решающую ценность в очах Божиих. Вспомним притчи Спасителя о блудном (заблудившемся) сыне, о потерянных овце и драхме. Только такой мир представляется нам единственно возможным и достойным современного человека. На светском языке его называют «правовым» или «демократическим обществом».
Юрий Рубан
В той части Православной Церкви, что оказалась в пределах Османской империи, к началу XVIII века закрепилась устойчивая иконография для Недели всех святых. Образ этот показывает Господа Иисуса Христа при Его Втором Пришествии, восседающего на престоле над небесами, и окруженного сонмом святых Ангелов и людей. Непосредственно по бокам от престола Христу покланяются Адам и Ева. В нижнем левом углу - библейский патриарх Авраам с душею праведника на лоне, согласно повествованию в Лк. 16, 22. В середине нижней части иконы - благоразумный разбойник, распятый со Христом и исповедавший Его Богом. В нижнем правом углу - ветхозаветный патриарх Иаков. Эта иконография может иметь и другие варианты, несколько отличающиеся от описанного выше.
Неделю тому назад завершился собственно Пасхальный цикл. Подведем некоторые итоги.
Темы покаянных великопостных недель готовят христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.
Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора). В этом заключен глубокий смысл.
Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «Пятидесятничный цикл» охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчета – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
День Святой Троицы – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества нового человека, искупленного Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых».
Понятие святость – трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек (не партия, не класс или «народная масса»!) имеет решающую ценность в очах Божиих. Вспомним притчи Спасителя о блудном (заблудившемся) сыне, о потерянных овце и драхме. Только такой мир представляется нам единственно возможным и достойным современного человека. На светском языке его называют «правовым» или «демократическим обществом».
Юрий Рубан
В той части Православной Церкви, что оказалась в пределах Османской империи, к началу XVIII века закрепилась устойчивая иконография для Недели всех святых. Образ этот показывает Господа Иисуса Христа при Его Втором Пришествии, восседающего на престоле над небесами, и окруженного сонмом святых Ангелов и людей. Непосредственно по бокам от престола Христу покланяются Адам и Ева. В нижнем левом углу - библейский патриарх Авраам с душею праведника на лоне, согласно повествованию в Лк. 16, 22. В середине нижней части иконы - благоразумный разбойник, распятый со Христом и исповедавший Его Богом. В нижнем правом углу - ветхозаветный патриарх Иаков. Эта иконография может иметь и другие варианты, несколько отличающиеся от описанного выше.
1269 просмотров
Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, Исповедник. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Святитель Трифиллий, Епископ Левкусии Кипрской.
Комментарии (0)