В основании пилонов станции метро Новокузнецкая расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского.
Скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом в 1931 г.
22 ноября 1801 г. родился Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». У Владимира Ивановича Даля, известного лексикографа и почвенника-славянофила по убеждениям, не было ни капли русской крови: его отцом был датчанин Йохан Кристиан Даль, которого Екатерина II пригласила в Россию на должность придворного библиотекаря, а матерью – наполовину немка, наполовину француженка.
Тем не менее, еще семнадцатилетним юношей Владимир Иванович убедился, что его родина – Россия: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
Готовить яйцо как самостоятельное блюдо в России начали несколько веков назад.
А яичница долгое время оставалась праздничным блюдом…
В начале XIX века ко двору императора Александра I был приглашен известный французский кулинар Мари-Антуан Карем. Первое, чем удивил заграничный повар, — яйцо пашот. Сваренное без скорлупы в кипящей воде, яйцо получалось воздушным и нежным на вкус. И если во Франции блюдо было дежурным завтраком, то для русской знати яйцо пашот стало лакомством.
Впрочем, еще в первой четверти XIX века изящные блюда из яиц оставались привилегией высокой кухни.
Спойлер
Для простого населения ситуация изменилась, когда во время Отечественной войны 1812 года и последовавшего заграничного похода русской армии у десятков тысяч россиян появилась возможность попробовать то, что едят европейцы.
В крестьянских избах, в квартирах и домах небогатых горожан гораздо чаще стали готовить различные варианты яичниц и омлетов.
Пик популярности блюд из яиц в нашей стране пришелся на советский период. Блюда из яиц стали излюбленным завтраком советских людей. Но все изменилось с началом Великой Отечественной войны.
Куриные яйца были одним из первых продуктов, которые пропали тогда с прилавков. Множество людей, привыкших готовить по утрам яичницу или омлет, оказались лишенными привычного продукта. Однако выход вскоре был найден. В поступающей уже с 1942 года по ленд-лизу американской помощи нашлось место и яичному порошку — этой эрзац-замене ставших вдруг деликатесом яиц.
Поначалу люди относились недоверчиво к этому произведению промышленной кулинарии. Но и советские власти не пускали этот процесс на самотек.
Одна за другой в «Правде» и других газетах печатались статьи о пользе яичного порошка. Из них следовало, что новый продукт обладает всеми известными человечеству полезными качествами. А натуральные яйца, в отличие от него, вредны, в них содержатся болезнетворные бактерии и ослабляющие организм жиры.
Но всему приходит конец. Закончились и военные трудности. Уже в середине 1950-х яйца появляются на прилавках все чаще и чаще.
Впрочем, народ, запуганный рассказами об их вредности, первое время обходил эти полки стороной. А надо сказать, что поставки по ленд-лизу к тому времени давно кончились и все запасы порошка подошли к концу.
Тут-то советской прессе и была дана команда «разворачиваться назад». «Натуральные яйца очень полезны и питательны» — эта мысль вдруг резко пришла в голову их редакторам и журналистам.
Говорят, что, прочитав одну из первых подобных статей, выдающаяся актриса Фаина Георгиевна Раневская позвонила друзьям и с радостью воскликнула: «Поздравляю, дорогие мои! Яйца реабилитировали!»
«Вредность» яйца — скорее, выдумка. Уже давно доказано, что холестерин, содержащийся в яйцах, нейтрализуется лецитином и не откладывается в организме в виде бляшек. Есть яйца не только не вредно, но и полезно — в них содержится большое количество аминокислот. Просто, как и с любым продуктом, нужно знать меру: не более двух яиц в день.
Родина монарды – Северная Америка. После открытия Америки Колумбом была завезена в Испанию, но не сразу распространилась по Европе. Намного позже испанец Николас Монардес изучил её свойства и представил миру, упомянув её в своей книге. Своим названием она обязана именно ему.
Спойлер
Индейцы использовали её для приготовления чая. В наше время монарду используют как душистую пряность, которая улучшает пищеварение, обладает бактерицидными и антигельминтными свойствами. Также применяется при лечении хронических бронхитов, астмы и для заживления ран.
Монарда насчитывает до 20 видов, большинство из которых комфортно произрастает на родине. У нас существует несколько однолетних и многолетних видов.
Монарда прекрасно смотрится в цветниках и цветочных бордюрах,ее легко вырастить из семян.