Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Святой Преподобный Кирилл Белозерский. Икона мастерской Дионисия. Начало XVI века.
Святой Преподобный Кирилл Белозерский. Икона мастерской Дионисия. Начало XVI века.


Святой Преподобный Кирилл Белозерский. Икона мастерской Дионисия. Начало XVI века.


Преподобный Кирилл Белозерский (+ 1427), в миру Косма, родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского.
Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.
Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.
Святой Великомученик Феодор Стратилат.
Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска Печской Патриархии, Косово, Сербия.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска Кремиковского монастыря Св. Георгия близ Софии, Болгария. XV век.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Фреска церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках. XIV век.



Святой Великомученик Феодор Стратилат.


Святой Великомученик Феодор Стратилат. Иконописец Александр Деркачёв.



Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников.
Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.
Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святой Праотец Авраам.



Святая Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. Крит, вторая половина XV века. Византийский музей в Афинах.


Святая Праматерь Сарра.



Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него Три Странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.
Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл Им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать Их. И Они ели.
Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.
Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


Сошествие Святого Духа на Апостолов. Икона в Византийском музее в Афинах.


После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
Чудотворная Пименовская икона Божией Матери. Византия, XIV век.
Чудотворная Пименовская икона Божией Матери. Византия, XIV век.


Чудотворная Пименовская икона Божией Матери. Византия, XIV век.


Чудотворная Пименовская икона Божией Матери. Византия, XIV век.


Чудотворная Пименовская икона Божией Матери. Византия, XIV век.


Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери – Богородица Одигитрия.
Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве – Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той (тот) Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения Пресвятыя Богородицы во святем олтари».
Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году.
Сначала икона находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, затем была перенесена в Благовещенский собор. До 1918 года находилась в Мироваренной палате Кремля, затем – в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 году была передана в Третьяковскую галерею.
Христос Пантократор. Икона. Византия, XIV век. Византийский музей в Афинах. Лик.
Христос Пантократор. Икона. Византия, XIV век. Византийский музей в Афинах. Лик.


Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. В левой руке Христа изображают свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
Эпитет "Пантократор" является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одним из свойств Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова Пαντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».
Фрагмент фрески "Воскрешение Праведного Лазаря". Монастырь Ватопед на Святой Горе Афон. 1312 год.
Фрагмент фрески "Воскрешение Праведного Лазаря". Монастырь Ватопед на Святой Горе Афон. 1312 год.


Марфа и Мария, вместе со своим братом Лазарем, были особо любимым семейством Господа Иисуса Христа. Однажды сестры сподобились принять Его в своем доме в Вифании. Марфа отличалась от своей сестры живым подвижным характером и принялась хлопотать о приготовлении угощения Гостю, тогда как Мария села у ног Иисуса и слушала Его слово. Когда Марфа обратилась к Господу, чтобы Тот сказал сестре помочь в готовке, Иисус ответил поучением о "едином на потребу" - о той "благой части," которую избрала Мария, вникая в Божии наставления (Лк. 10, 38-42).

Когда Лазарь заболел, сестры призвали Христа, но Господь пришёл в дом скорбящих сестер лишь на четвертый день после кончины Лазаря. Марфа одна поспешила Ему навстречу, тогда как Мария сидела дома в великой горести. После того как Господь уверил Марфу о том, что Лазарь воскреснет, она привела к Нему Марию, и та пала к ногам Господа со слезами. За этим последовало чудесное воскресение Лазаря (Ин. 11, 1-46).
Святитель Митрофан, первый Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Митрофан, первый Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Святитель Митрофан, первый Патриарх Константинопольский (ок. 208/209 - ок. 325/326), был сыном высокого римского сановника-христианина Дометия. Он разделил с отцом бегство из Рима и возрастание в Христовой вере в Византии (городе, впоследствии переименованном в Константинополь) под руководством епископа Тита. Затем его отец Дометий и его брат Пров занимали Византийскую епископскую кафедру, а в 306 году и сам Митрофан был избран епископом Византийским.
Прибыв однажды в Византий, император Константин Великий был восхищен красотой и удобным расположением города. Увидев святость жизни и мудрость святого Митрофана, император взял его с собой в Рим. Вскоре Константин Великий перенес столицу из Рима в Византий и перевел туда святителя Митрофана.
Когда в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, император Константин Великий исходатайствовал у святых отцов Собора для святителя Митрофана титул Патриарха. Сам святитель Митрофан, глубокий старец, не мог присутствовать на Соборе, а послал вместо себя хорепископа (викария) Александра. По окончании Собора император вместе с отцами Собора навестил больного Патриарха. По просьбе императора святитель указал себе достойного преемника - епископа Александра, предсказав, что после Александра на патриарший престол будет возведен Павел (в то время чтец), а Патриарху Александрийскому Александру предсказал, что его преемником будет архидиакон Афанасий. Впоследствии Афанасий ревностно защищал Православие от еретиков-ариан, претерпев за это от еретиков множество гонений. Святая Церковь называет этого мужественного святителя Великим.
Святитель Митрофан мирно преставился к Богу в 325 или 326 году, в возрасте 117 лет. Мощи его покоятся в Константинополе, в храме, воздвигнутом в его память.
Святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Св. Никиты в Чучере, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Св. Никиты в Чучере, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.


Святитель Никифор I Исповедник (+ 828), Патриарх Константинопольский (806 - 815),
родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (741-775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.
В царствование Льва IV (775-780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780-797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь Святым Отцам Собора.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.


Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) (1829-1908) родился 19 октября 1829 года в семье бедного псаломщика села Суры, Пинежского уезда, Архангельской губернии. При крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя Болгарии. Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в шестилетнем возрасте Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, - и точно так же, как и Преподобный, по молитве отрок Иоанн обрел способности к учению.
В 1851 году окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1855 г. - Петербургскую Духовную академию. Тогда же он вступил в брак с дочерью протоиерея Константина Новицкого Елизаветой и вскоре стал священником - 12 декабря 1855 года о. Иоанн совершил свое первое священническое служение в Свято-Андреевском соборе города Кронштадта. С этого времени отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, постоянно занимается делами благотворительности, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте "Дом трудолюбия" для бедняков.