Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
СВЯТАЯ ПАСХА. Явление Воскресшего Христа Апостолам.
СВЯТАЯ ПАСХА. Явление Воскресшего Христа Апостолам.


СВЯТАЯ ПАСХА. Явление Воскресшего Христа Апостолам.


СВЯТАЯ ПАСХА. Явление Воскресшего Христа Апостолам.


СВЯТАЯ ПАСХА. Явление Воскресшего Христа Апостолам.


Явление Воскресшего Христа Апостолам. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Когда Апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, – Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились, были заперты, из опасения от иудеев, вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал им: "Мир вам".
Они смутились и испугались, думая, что видят духа.
Но Иисус Христос сказал им: "Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня".
Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. От радости они еще не верили и дивились.
Чтобы укрепить их в вере, Иисус Христос сказал им: "Есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?"
Ученики подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
Иисус Христос взял все это и ел перед ними. Потом сказал им: "Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах".
СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.
СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


Лик Спасителя.



СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


Праматерь Ева, вызволяемая из ада.



СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


Праотец Адам, вызволяемый из ада.



СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


Святые Пророки Цари Давид и Соломон.



СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


Святой Иоанн Предтеча.



СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


Праведный Авель - первомученик Ветхого Завета.



СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.


СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.




Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Сошествие Христа в ад произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за Богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.
Тема сошествия Христа в ад широко используется в Богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.
Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".
Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".


Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".


Не рыдай Мене, Мати. Византийская икона. Византийский музей в Афинах.



Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".


Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".


Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".


Не рыдай Мене, Мати. Фреска церкви Спаса на Ковалёве. 1380 год.



Великая Суббота. "Не рыдай Мене, Мати".


Не рыдай Мене, Мати. Икона. Россия, около 1550 года.



"Не рыдай Мене, Мати" — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки обычно сложены крест-накрест. За спиной Христа Крест, часто с орудиями Страстей.
Название взято из ирмоса девятой песни канона Преподобного Космы Маиумского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии:
"Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая Его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия. Также известны одиночные изображения Христа без оплакивающих.
Композиция совмещает сцены «Снятия со Креста» и «Положения во гроб», посвящена оплакиванию Христа.
Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.
В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.
Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Снятие с Креста. Икона. Византия, XIV век. Византийский музей в Никосии, Кипр.



Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Снятие с Креста. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.




Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь – состав из смирны и алоя.
Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Страстная Пятница. Снятие с Креста, Положение во гроб.


Оплакивание Христа (Положение во гроб). Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года.

Страстная Пятница. Распятие Господне.
Страстная Пятница. Распятие Господне.


Распятие Господне. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год. Фрагмент.



Страстная Пятница. Распятие Господне.


Страстная Пятница. Распятие Господне.


Страстная Пятница. Распятие Господне.


Страстная Пятница. Распятие Господне.


Распятие Господне. Фреска церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории, Греция.




Казнь через распятие на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудив Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей, потому и желал перенести их до конца.
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".
Страстная Пятница. Несение Креста.
Страстная Пятница. Несение Креста.


Несение Креста. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.




После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою, или лобным местом, т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.
Страстная Пятница. Суд над Христом.
Страстная Пятница. Суд над Христом.


Суд первосвященника над Христом. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Сначала воины привели связанного Иисуса Христа к старому первосвященнику Анне, который к тому времени уже не нес служения в храме и жил на покое.
Этот первосвященник допрашивал Иисуса Христа об учении Его и учениках Его, чтобы найти какую-нибудь вину в Нем.
Спаситель отвечал ему: "Я говорил явно миру: Я всегда учил и в синагогах и в храме, где всегда сходятся иудеи, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, о чем Я говорил".
Один слуга первосвященника, стоявший близко, ударил Спасителя по щеке и сказал: "Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?"
Господь, обратясь к нему, сказал на это: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, то за что ты бьешь Меня?"
После допроса первосвященник Анна отослал связанного Иисуса Христа через двор к зятю своему первосвященнику Каиафе.
Каиафа же был на тот год служащим первосвященником. Он подал совет в Синедрионе: убить Иисуса Христа, сказав: "Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".
Св. Апостол Иоанн, указывая на важность священного сана, разъясняет, что, несмотря на свой преступный замысел, первосвященник Каиафа невольно пророчествует о Спасителе, что Ему надлежит пострадать для искупления людей. Поэтому Апостол Иоанн и говорит: "Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ". И тут же добавляет: "и не только за народ (т. е. за иудеев, так как Каиафа говорил только об иудейском народе), но чтобы и рассеянных чад Божиих (т. е. язычников) собрать во едино". (Ин.11:49-52).
У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона (Синедрион как верховное судилище по закону должен был собираться в храме и непременно днем). Пришли также старейшины и книжники иудейские. Все они уже заранее сговорились осудить Иисуса Христа на смерть. Но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину, достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти в Нем, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Иисуса Христа. Много таких лжесвидетелей приходило. Но они не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Иисуса Христа. Под конец выступили двое с таким лживым показанием: "мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный". Но и такое свидетельство не было достаточным для предания Его смерти. На все эти лживые свидетельства Иисус Христос не отвечал.
Первосвященник Каиафа встал и спросил Его: "Что же Ты ничего не отвечаешь на то, что они против Тебя свидетельствуют?"
Иисус Христос молчал.
Каиафа снова спросил Его: "Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?"
На такой вопрос Иисус Христос дал ответ и сказал: "Да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных".
Тогда Каиафа разодрал одежды свои (в знак негодования и ужаса) и сказал: "На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи по мнению первосвященника простым человеком, называет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?"
Они же все в один голос сказали в ответ: "Повинен смерти".
После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, державшие Его, ругались над Ним и били Его. Другие, же, закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: "Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?" Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании.

Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны – римского правителя (игемона или претора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат.
По случаю праздника Пасхи, Пилат находился в Иерусалиме и жил недалеко от храма, в претории, то есть в доме главного судьи, претора. Перед преториею была устроена открытая площадка (каменный помост), которая называлась лифостротон, а по-еврейски гаввафа.

Страстная Пятница. Суд над Христом.


Страстная Пятница. Суд над Христом.


Суд Пилата над Христом. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Рано утром, в ту же пятницу, первосвященники и начальники иудейские привели связанного Иисуса Христа на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Но сами не вошли в преторию, чтобы не оскверниться перед Пасхою входом в дом язычника.
Пилат вышел к ним на лифостротон и, увидев членов синедриона, спросил их: "В чем вы обвиняете этого Человека?"
Они отвечали: "Если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе".
Пилат сказал им: "Возьмите Его вы, и по закону вашему судите".
Они же сказали ему: "Нам не позволено предавать смерти никого". И начали обвинять Спасителя, говоря: "Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем".
Пилат спросил Иисуса Христа: "Ты Царь Иудейский?"
Иисус Христос ответил: "Ты говоришь" (что значит: "да, Я Царь").
Когда же первосвященники и старейшины обвиняли Спасителя, Он ничего не отвечал.
Пилат сказал Ему: "Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений".
Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился.
После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: "Ты Царь Иудейский?"
Иисус Христос сказал ему: "От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?" (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?)
"Разве я иудей?" – ответил Пилат, – "Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?"
Иисус Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда".
"Итак Ты Царь?" – спросил Пилат.
Иисус Христос ответил: "Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса".
Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян.
Пилат сказал Ему: "Что есть истина?" И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: "Я не нахожу никакой вины в этом Человеке".
Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи.
Пилат, услышав о Галилее, спросил: "разве Он Галилеянин?"
И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда.

Страстная Пятница. Суд над Христом.


Суд Ирода над Христом. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.




Царь галилейский Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его.
Великий Четверток (Четверг). Омовение ног.
Великий Четверток (Четверг). Омовение ног.


Великий Четверток (Четверг). Омовение ног.


Великий Четверток (Четверг). Омовение ног.


Великий Четверток (Четверг). Омовение ног.


Омовение ног. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по-нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало закалать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: «где велишь нам приготовить Тебе Пасху?»
Иисус Христос сказал им: «пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху».
Сказав это, Спаситель послал двух учеников Своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху.
Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: «очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.
После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она «Тайною вечерею».
Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов».
Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.
Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Великий Четверток (Четверг). Тайная Вечеря.


Тайная Вечеря. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по-нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало закалать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: «где велишь нам приготовить Тебе Пасху?»
Иисус Христос сказал им: «пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху».
Сказав это, Спаситель послал двух учеников Своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху.
Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: «очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.
После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она «Тайною вечерею».
Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов».
Великий Четверток (Четверг). Моление о Чаше.
Великий Четверток (Четверг). Моление о Чаше.


Великий Четверток (Четверг). Моление о Чаше.


Великий Четверток (Четверг). Моление о Чаше.


Великий Четверток (Четверг). Моление о Чаше.


Моление о Чаше. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!»
Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты».
Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши, молился, говоря те же слова.
Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.