Если у вас возникают какие-то проблемы с сайтом, используйте адрес http://photoclubs.ru Проблем быть не должно. 

Есть желание помочь сайту материально? Сделайте перевод на 4817760231077102 сбер.Любая сумма будет полезна.

+984 RSS-лента RSS-лента

Православная иконопись.

Автор блога: diomedes2
Великий Четверток (Четверг). Поцелуй Иуды.
Великий Четверток (Четверг). Поцелуй Иуды.


Великий Четверток (Четверг). Поцелуй Иуды.


Поцелуй Иуды. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!»
Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты».
Великая Среда.
Великая Среда.


Христос в доме Симона. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.



Великая Среда.


Иуда получает сребреники. Фреска церкви Св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, глава 14, стихи 1 - 11,
с толкованиями Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского:

Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
Великий Вторник. Притча о десяти девах.
Великий Вторник. Притча о десяти девах.


Притча о десяти девах. Греческая фреска.



Великий Вторник. Притча о десяти девах.


Притча о десяти девах. Миниатюра Евангелия. Византия, XIII век.



ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ с толкованиями Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И, как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Великий Вторник. Две лепты вдовицы.
Великий Вторник. Две лепты вдовицы.


Две лепты вдовицы. Византийская мозаика. Равенна, Италия.



При входе в храм Иерусалимский была поставлена сокровищница, то есть сборная кружка, в которую молящиеся клали свои добровольные пожертвования на храм.
Иисус Христос сел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги (свои пожертвования) в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Подошла к сокровищнице одна бедная вдова и положила в нее две лепты (не много больше половины копейки), что составляет малую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоящим никакого внимания.
Но Сердцеведец Господь указал ученикам Своим именно на эту скромную жертву бедной женщины. Господь оценил ее по внутреннему достоинству ее. Подозвав учеников к себе, Спаситель сказал им: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от бедности своей положила все, что имела, – все пропитание свое", т. е. она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.
ПРИМЕЧАНИЕ См. в Евангелии: от Марка 12, 41-44; от Луки 21, 1-4.

Протоиерей Серафим Слободской.
Великий Понедельник. Проклятие смоковницы.
Великий Понедельник. Проклятие смоковницы.


ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 21, стихи 18 - 22, с толкованиями Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского:

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: "Идите от Меня, проклятые, в огонь". Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.
Великий Понедельник. Изгнание торгующих из храма.
Великий Понедельник. Изгнание торгующих из храма.


Изгнание торгующих из храма. Миниатюра Псалтири. Византия, IX век.



Великий Понедельник. Изгнание торгующих из храма.


Изгнание торгующих из храма. Фреска монастыря Григориат на Святой Горе Афон.



ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 21, стихи 12 - 17, с толкованиями Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского:

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им; написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

Как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой - обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: "дом Мой - домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников", ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития. Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники - то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства. Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть.
9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).
9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.



9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


Вход Господень в Иерусалим. Фреска церкви Св. Георгия в Курбиново, Македония. 1191 год.



9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


Вход Господень в Иерусалим. Фреска церкви Панагии Форвиотиссы (Панагии Асину) в Никитари, Кипр.



9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Гелати, Грузия.



9 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Гелати, Грузия.

8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.
8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


Воскрешение Праведного Лазаря. Икона. Тверь, вторая четверть - середина XV века.



8 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСПОМИНАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.


Воскрешение Праведного Лазаря. Икона. Греция, XVI век. Иконописец Феофан Критский. Монастырь Ставроникита на Святой Горе Афон.


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Благовещение Пресвятой Богородицы. Фресковая композиция в церкви Панагии Форвиотиссы в Асину, Кипр.



7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Благовещение Пресвятой Богородицы. Мозаика монастыря Дафни близ Афин. Конец XI века.



7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Благовещение Пресвятой Богородицы. Византийская икона XII (?) века в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.



7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Благовещение Пресвятой Богородицы. Византийская икона в монастыре Св. Екатерины на Синае.



7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Благовещение Пресвятой Богородицы.



7 АПРЕЛЯ - ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!


Архангел Гавриил. Фрагмент византийской иконы "Благовещение Пресвятой Богородицы". Монастырь Ватопед на Святой Горе Афон.

Христос Эммануил. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Христос Эммануил. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Христос Эммануил. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Христос Эммануил. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.


Спас Эммануил, Еммануил (в переводе с еврейского — «с нами Бог») — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.
Наименование образа связано с пророчеством Исаии (Исаия.7:14), исполнившимся в Рождестве Христовом (Мф.1:21—23)
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»
Необходимость икон данного типа вызвана, вероятно, ответом Церкви на ересь Нестория, отрицавшую Божество Иисуса Христа до Крещения.
Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-Отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Отрок Христос изображается отмеченным печатью духовной зрелости. Передача детей как маленьких взрослых вообще характерна для иконописи, но взгляду Эммануила свойственна особая недетская серьёзность. Упор на детские черты и «живоподобие» Младенца Христа проявляется с XIV века, особенно в византийской и балканской иконописи.