В первые дни масленичной недели мужчины ходили по гостям, а женщины продолжали выполнять домашнюю работу. С четверга переставали ткать, «обряжали» избу скатертями и полотенцами, надевали праздничные платья. С этого дня начинались уличные гулянья, вечорки с песнями и плясками, катания на лошадях с горок.
Спойлер
В первые дни масленицы мужчины начинали строить горки и городки. Масленичные горки сооружали повсюду в России и, по-видимому, однотипной конструкции, как и «катушки», в которых катались с гор. В разных селениях нам указывали, что основанием горок служили четыре столба, врытые в землю. На столбах крепили помост, с одной его стороны делали скат, с другой — ступени. Там, где позволяла местность, накатывали естественные склоны.
«Катушки» делали в виде лотка. Днище «катушки» обмазывали навозом и поливали водой на морозе, чтобы оно хорошо скользило. Катались также и на «ледянках» — облитых водой и замороженных шкурах, рогожах, лукошках.
Возле горок собиралось много молодежи. Здесь, как и на вечорках, парни и девушки приглядывались друг к другу, выбирая пару. В большинстве селений парни катали девушек с гор, а после целовали их, а у старожилов иногда девушки сами катали парней. Катались весело, с шутками и смехом, с опрокидыванием «катушек», забрасыванием снежками.
Также весело проходили и катания на лошадях. Парни садились верхом на коней («на вершни»), а девушек катали в «кошевах» — санях с бортиками и скамьями. Были специальные праздничные сани с расписными бортами. На сиденья кошевок укладывали подушки в ярких наволочках, накидывали ковры, которые свешивали сзади для всеобщего обозрения. Лошадей запрягали в лучшую сбрую с кистями и бляшками, с колокольчиками под расписной дугой. По обычаю, в кошевах должны кататься девушки, но информаторы указывали, что и молодые бабы в пылу веселья присоединялись к ним. Катались вдоль улиц или вокруг селений «кругами».
Круг в народной семантике является знаком солнца. Он многократно варьировался в элементах масленичной обрядности, отображаясь в формах традиционной выпечки, в «круговых» песнях и плясках, в катаниях на лошадях по «кругу». Конь также символически связан со знаком солнца. Поэтому именно при проводах зимы русские повсюду в стране устраивали катания на лошадях с цветной упряжью под звон медных колокольчиков.
На Алтае в соответствии со спецификой хозяйства держали помногу лошадей. Это давало возможность проводить больше конных состязаний и игр. Некоторые из них русские восприняли от местного населения. Так, в с. Сибирячиха молодежь устраивала соревнования в скорости: парни и девушки на лошадях поднимались в горы, где в общих скачках парни должны были нагонять девушек.
Подобные игры были распространены у казахов. На заимствование их русскими указывает особый способ повязывания платка девушками—участницами скачек.
Платок складывали в виде шапочки, называвшейся "кичка по-киргизски" .
Поздравляю с Масленицей! Желаем, чтобы ни один блин в жизни не был комом, чтобы зима завершила свое торжество и пустила на землю цветущую и нежную весну. Желаем жить, катаясь сыром в масле, желаем добрых друзей и настоящего счастья!
Грот Дианы на мысе Фиолент. Одно из самых живописных мест Крыма - невероятных оттенков море в окружении темных скал вулканической природы. Сам грот представляет собой небольшую арку (примерно 15 м длиной и 10 м высотой) в выступающем в море узком скалистом мысе. Любопытно, что грот имеет и подводную часть, глубиной 12-14 метров.
Его название по легенде связано с римской богиней Дианой (или греческой Артемидой) , храм которой по преданию находился в этих местах. Говорят, что богине приносились человеческие жертвы, несчастных сбрасывали с обрыва прямо к гроту... Алтарь в святилище был украшен белым мрамором, а вели к нему массивные ступени с колоннами.
Правда это, или только легенда - не знаю. Никакие археологические исследования этот факт не подтвердили
В первый раз в Севастополь прилетели розовые фламинго. Бухта Солёная, в 15 минутах от дома. Розовую окраску птицам придает употребление в пищу маленьких красных рачков или водорослей с содержанием каротиноида (они же окрашивают в розовый цвет некоторые крымские озера). Без такой особой «диеты» цвет оперения фламинго белый.
Юго-восток Тавриды таится среди приморских скал и устьев маленьких рек. А район Судака – вообще любопытное по форме и рельефу побережье в Крыму.
Спойлер
Мыс Чобан-Куле в этом плане наиболее уникален. Фото и отзывы туристов говорят, что он похож на башню – именно поэтому крымские татары назвали его «крепостью пастухов». На его вершине также действительно сохранились руины древнего бастиона.Кроме пастухов, здесь обитали ремесленники – остатки их нужных изделий обнаруживаются повсюду.
Выступ морского берега, о котором идет речь – это часть Судакского городского округа, территория между селом Морским и устьем реки Ускут. Нижнее течение последней в прибрежной части является условной административной границей с Большой Алуштой.
Не стоит обольщаться переводом этого топонима – Чобан-Куле строили не местные пастухи, а генуэзские купцы. Разговор идет о братьях ди Гуаско, появившихся близ Солдайи (нынешнего Судака) в XV столетии.
- А что вы думаете, растения бесчувственные что ли? Каждый, кто идёт, по цветочку срывает. Пусть бы для всех цвело, так нет, - возмущалась кому-то вслед, сидящая на скамеечке Вера Васильевна.
- Ты чего, Вер, ругаешься? – спросила подошедшая соседка с четвёртого этажа, Ирина Павловна.- Жалко тебе что ли? Растение оно и есть растение, что ему будет? - Не права ты, Ирина. Я по молодости тоже так думала, до одного случая. Расскажу, ты меня поймёшь.
Спойлер
- Ну, тогда, давай, рассказывай, - заинтересованно заявила Павловна, усаживаясь рядышком. - Есть у меня с полчасика до прихода внучки из школы. Погода хорошая, подожду с тобой на свежем воздухе.
- Скоро твоя Ленка доучится, последние деньки до каникул. Давно ли часами в коляске дрыхла рядом с этой скамейкой... Вера улыбнулась, представив себе ту розовощёкую малышку, которая была больше похожа на куклу, чем на ребёнка. Быстро время бежит.
- Ладно, Ира, слушай. Случилось это за год до того, как я в город учиться поехала. Я ж деревенская. - Да ты что!- всплеснув руками, удивилась её собеседница,- никогда бы не подумала. - Так вот, - продолжила Вера Васильевна, - жила у нас по соседству одна женщина, тётей Саней звали. Доброй души человек. Всегда ребятишек угощала тем, что у неё в огороде выросло: то ягодой, то ранетками крупными, все их полукультурками называли, тогда ещё не вывели сибирских сортов яблок.
Росло у тёти Сани всё, будто по заказу, вкусное, красивое, крупное. Ни разу не было, чтобы не уродилось что-то. В школу первого сентября все с её букетами шли. Однажды привезла она из города черенок белой махровой сирени. Дорого заплатила, сорт какой-то редкий. Купила, когда я ещё только в первый класс пошла. Посадила под окном, «чтобы, как цвести будет, утром просыпаться и любоваться», так она говорила.
Вот только никак не цвела эта сирень. Одна единственная у неё вела себя так неблагодарно. Другие по весне благоухали, радовали, а эта нет. Каждый год тётя Саня ждала. И книги по разведению сирени читала, и удобрения разные ей выписывала, но всё без толку. Куст красивый, листья тёмно-зелёные, гладкие, словно кожаные, а цветов нет.
Соседка смеялась, говорила, что её сирень и без цветов – красавица. Она этот куст действительно любила, иногда даже разговаривала с ним, когда сорняки вокруг пропалывала. Знаешь, я с ней была согласна. Действительно украшением под окном зелень такого необычно насыщенного цвета была. Как-то пару раз даже по одной кисточке белых цветов дарила хозяйке, но и только, за девять-то лет.
Беда пришла, откуда не ждали, случилось так, что тётя Саня заболела. Возили в город, но врачи сказали, что не помогут ей, рак. Стадия какая-то уже неоперабельная. Все были очень удивлены, не жаловалась она никогда. А вот на тебе, болезнь не спрашивает. Жалко её было всем. К школе она нам, как всегда, по букету вручила. И одной женщине пожаловалась, стоя у той своей любимой сирени, мол, не посмотрю на свою красавицу в цвету, недолго мне осталось.
На другой день листья на растении повяли и осыпались. Все подумали к ранним холодам. В эту пору все деревья начинают потихоньку к зиме готовиться. Какая наша осень, ты и сама знаешь, сентябрь кончился, тут же снежок полетел.
Только через неделю почки на той сирени новые листья выпустили. Всё вокруг желтеет, облетает, а она только хорошеет. И, ты не поверишь, к концу сентября на ней расцвели цветы, да столько, что листьев почти не было видно.
Вся деревня посмотреть приходила, даже из соседних народ приезжал. Тётя Саня к тому времени уже не вставала. Ей кровать к окну поставили, и она любовалась, когда боль после уколов отпускала хоть немного.
Сентябрь выдался тёплым, солнечным, ночных заморозков почти до середины следующего месяца не было. Соседка наша умерла пятого октября, хоронили восьмого, в гроб и на могилку цветы той сирени положили, много срезали, а куст всё равно весь благоухающим остался, очень уж обильное цветение было.
А девятого числа ночью ударил мороз, так цветущей под заморозки вся красота и ушла. Зима нагрянула рано, холодная, малоснежная. Весной та сирень не зацвела. Засохла. Видно вымерзла.
Все в деревне были уверены, что отправилась вслед за хозяйкой, порадовав напоследок. А ты говоришь, не понимают растения ничего. Ирина Павловна достала из кармана платок и вытерла глаза.
- Умеешь ты, Вера, до слёз человека довести, ну тебя! Пойду, умоюсь, а то, как в таком виде Леночке покажусь. Она поднялась и посеменила в подъезд.
А Вера Васильевна вздохнула, и положила под язык нитроглицерин. Она не рассказала, что история эта не про соседку, а про её маму.
Согласно легенде, бытовавшей на Волыни, удод когда-то был царём птиц,но захотел стать птичьим богом. Бог за это наказал удода, наделив его чубом на голове и отвратительным запахом.
На Кавказе рассказывали другие легенды о появлении хохолка. В них говорилось, что однажды свёкор застал свою невестку за расчесыванием волос. От стыда, что её увидели простоволосой, женщина попросила превратить её в птицу, а гребень так и остался воткнутым в её волосы. Такой сюжет известен в фольклоре азербайджанцев, армян и рутульцев.